Кинословарь Южного Урала — с миру по кадру

Кинословарь Южного Урала — с миру по кадру

Повод — в Год российского кино обсудить идею создания кинословаря Южного Урала. На встречу собрались члены челябинского киноклуба «Кентавр».

- Я очень рад, что мою инициативу по созданию Кинословаря Южного Урала поддержали Кинообразовательный центр имени Л.Л. Оболенского и Государственный исторический музей Южного Урала, - отметил Вячеслав Шмыров, - На сайтах этих учреждений культуры появилась «первая буква алфавита» с биографическими справками актеров, режиссеров, художников, сценаристов и деятелей других видов искусства, которые — кто-то всем своим творчеством, а кто-то «малозначительным» фактом творческой жизни — оказались связаны с отечественным кинематографом, его прошлым и настоящим. И только буква А включила в себя около полусотни биографических справок, в каждой из которых упоминается Челябинск, Магнитогорск, Златоуст или другие известные места Челябинской области.

— В последние годы я достаточно много езжу по стране и очень уважительно отношусь к тому, что делается в Красноярском крае, —отметил Вячеслав Шмыров, — Говорю о том, что там делается для того, чтобы вписать свою страницу в историю советского и российского кино, которое, как известно, было и остается важнейшим из искусств. Так вот там очень хорошо помнят и чтут своих земляков — Иннокентия Смоктуновского и Марину Ладынину. Последней, кстати, установили в Сибири памятник.

А есть памятник на Южном Урале Сергею Герасимову? Увы, его нет, хотя еще при мэре города Вячеславе Тарасове шла речь об его установке, как раз, там, где сейчас будет устанавливаться памятник Столыпину. Какое отношение последний имеет к Челябинску не знаю. Говорят про столыпинские вагоны, так, может быть, и установить им памятник — там, где есть музей под открытым небом возле железнодорожного вокзала?

Мне не понятно, почему власти Челябинска и региона не осознают важности музея Сергея Герасимова в городе. Ведь это был бы музей не уральского, а федерального звучания. Потому что Герасимов — не только выдающийся режиссер советского времени, но и выдающийся педагог. Десятки его учеников — это может быть треть, а то и больше , выдающихся имен, .составляющих золотой фонд советского кино. Не случайно его имя носит ВГИК. Герасимов несомненный бренд союзного масштаба. И об этом нужно говорить, а главное что-то реально сделать, чтобы этот выдающийся бренд стал работать на регион.

Для этого же — такой вот работы — нужен был бы и конословарь, какого нет пока ни в одном регионе России. Автору идеи хочется, чтобы в сборе материала для него приняли участие челябинские кинолюбители, зрители со стажем, члены киноклубов города и области. Тогда бы это стало народным изданием. В каком-то смысле — продолжением той работы, что ведется народной премией Светлое прошлое.

Впервые о подобном издании мы говорили с Вячелавом Шмыровым во время работы кинофестиваля «Арт-хаус» весной этого года. Тогда я задумал цикл публикаций «Киноводитель по Челябинску» — рассказы о людях и событиях, связанных с миром советского и российского кино и с нашим городом и нашим краем. И совершить кинопрогулку по Челябинску с киноведом-земляком было бы уместно и интересно.

- На самом деле, очень много любопытных фактов и страниц киноистории, которые стоит помнить и знать. Например, Сергей Аркадьевич Головин из Малого театра два года перед Великой Отечественной войной руководил челябинской драмой. А он снимался в таком классическом советском фильме, как «Поликушка» с Иваном Москвиным. Этот фильм по рассказу Льва Толстого был снят в 1919 году и стал первым из советских фильмов, получивших мировую известность. Это всего один эпизод, имеющий прямое отношение и к истории советского кино и к истории Челябинска тоже.

В Копейске, например, недолгое время был в эвакуации театр Николая Павловича Акимова. И там жил Сергей Николаевич Филиппов, которого не без оснований считают королем эпизода. В Челябинске в годы войны находился не только Малый театр, но и Щепкинское училище. В то время, например, Евгений Вестник, будущий Народный артист Советского Союза, учился и жил в Челябинске.

Металлургический район оказывается место, подарившее городу и стране не только металлургов. Здесь родились космонавты Максим Сураев и Юрий Шеффер. Есть здесь и свои «люди кино» — кинокомик Евгений Воскресенский, снимавшийся, например, в «Мелодии для флейты» и Эльдара Рязанова, ставший лауреатом «Светлого прошлого». И Вячеслав Шмыров, киновед и кинокритик – тоже детские годы провел в Металлургическом районе Челябинска.

— Школьником в кинотеатре «Россия» помню приезд Андрея Миронова, Олега Янковского. Брал у них автографы, они хранятся у меня до сих пор. Выскочил за Мироновым, было мне лет десять, стал требовать фотографию для автографа, но у меня не было с собой ручки. Я был даже возмущен – почему он ходит без ручки. Выручила Мария Степановна, она работала продавцом мороженого в кинотеатре. Она меня знала, потому что дружила с моей теткой, она-то и дала свою ручку Андрею Миронову.

Помню в этом кинотеатре такой иностранный фильм «Лев готовится к прыжку». Там была эротика. В нашем кино в те годы тема недоступная, поэтому подростки смотрели этот фильм по нескольку раз.

— Вопрос, без которого, наверное не обойтись сегодня – все же Год кино , что от него стоит ждать?

— Не стоит, наверное, преувеличивать. Как известно, недавний Год литературы закончился закрытием многих библиотек в стране. Конечно, приятно, что государство объявило Год кино. Думаю, что его хорошим итогом могло бы стать переустройство кинотеатров во многих малых городах, современное их оснащение, без чего трудно рассчитывать, что люди пойдут в кинотеатры. А про кинословарь…

- Надеюсь, поддержка энтузиастов кино будет активной, и кинословарь со временем выйдет в печатном варианте и станет важной частью исторической памяти Южного Урала и нашего Отечества.

VK31226318