Театр от «Трюма» до чердака

Театр от «Трюма» до чердака

…Все смешалось в «Нашем доме» (театр драмы и комедии города Озерска) в эту, уже седьмую по счету, «Ночь в театре», которую ее организаторы называют «фестивалем экспериментальных театральных форм».

Литература слилась с номенклатурой: главы из романа Артура Соломонова «Театральная история» в фойе «Нашего дома» с энтузиазмом актера-любителя читал первый заместитель министра культуры Челябинской области Григорий Цукерман. Сам автор единственного роман держался настоящим классиком, таинственно говорил об обширных творческих планах и любезно давал автографы озерским дамам, млеющим от встречи с истинной духовностью. Эти дамочки и солидный отряд озерской номеклатуры и составили аудиторию встречи в фойе. Более молодая и продвинутая публика разошлась по другим площадкам.

Благо, выбор был: драматические, пластические и визуальные спектакли и концерты в эту ночь шли на семи сценах. От «Трюма» (театральный подвал под поворотным кругом большой сцены) до «Мастерской» (сцена на чердаке театра). А еще малый зал, мансарда, лестница, карман и собственно большая сцена, где в перерывах между локальными показами шло бесконечное (так показалось) гала-представление, вольная фантазия на тему шекспировских «Ромео и Джульетты», разбавленная стихами и интермедиями, в которых Бард был явно не повинен. «Pro-любовь» - так обозначена тема «Ночи в театре» номер семь, и обращение к главной пьесе о любви было неизбежно. Вот только вместе с раритетными нарядами из костюмерной «Нашего дома» его актеры (к счастью, не все) продемонстрировали и «нафталинную» манеру сценического существования (а не всякий нафталин можно считать винтажем).

Впрочем, если в замысле было противопоставить эту театральную рутину «экспериментальным формам», то замысел удался: от актера с фактурой Винни Пуха, всерьез изображающего Ромео, и актрисы в роли Джульетты, чей говор способен довести до отчаяния любого педагога сценречи, хотелось сбежать хоть в подвал, хоть на чердак.

Впрочем, все это не более чем ворчание по поводу досадных частностей и тоска по идеалу, который, конечно, недостижим, но желаем. В своей основной программе (полутора десятках спектаклей и концертов) седьмая озерская «Ночь в театре» была вполне содержательной и разнообразной. Все увидеть было невозможно (многие события происходили параллельно), но можно было ощутить атмосферу творческого поиска, оценить разнообразие форм современного театра, открыть новые имена и коллективы. Все это важно и для озерских зрителей (а все фестивальные площадки были полны и даже переполнены), и для гостей «Ночи в театре», и для хозяев: после каждого фестиваля театр «Наш дом» приобретает бесценный опыт, который активно внедряет уже в свою творческую практику, весьма разнообразную.

Фестиваль в наши дни есть почти у каждого российского театра, часто один не отличить от другого. А вот у «Ночи в театре» (ноу-хау «Нашего дома») и свое, очень индивидуальное творческое лицо, и авторитет, растущий год от года. Попасть сюда престижно, число заявок на участие со всех концов России постоянно растет, так что сделать выбор и сформировать афишу «Ночи…»-2016 авторам фестиваля (а это замечательный директор «Нашего дома» Владимир Кулик и завлит театра Юлия Клепикова) было непросто. Но в итоге афиша получилась очень славная.

Обо всем не расскажешь (да и просто не видел всего), но хотя бы о самом интересном по собственным впечатлениям и рассказам коллег (в том числе известного петербургского театрального критика Евгении Тропп, бывшей гостьей фестиваля).

Променад-спектакль «Карусель» театрального проекта «В Центре» екатеринбургского Ельцин-центра. Пьеса восходящей звезды российской драматургии Валерия Шергина, постановка молодого режиссера Александра Кудряшова, в главной роли - один из самых интересных актеров екатеринбургской сцены Александр Фукалов. История про российские «лихие девяностые»: человек влюбляется, разочаровывается, стоит в очередях, идет на чеченскую войну, видит во сне президента Ельцина, а параллельно с этим происходит путч, возникает другая страна, расстреливают Белый дом, все меняется. Я не раз бывал в Ельцин-центре и хорошо представляю, сколь много добавляет этому спектаклю-променаду музейная экспозиция: настоящий московский троллейбус, где герой встречает первую любовь, магазин из 1991-го с пустыми прилавками, баррикада у Белого дома, настоящий кабинет Ельцина… Актеры, режиссер и арт-директор проекта «В Центре» Наталья Санникова ужасно волновались перед показом: как пройдет спектакль вне привычного пространства? Прошел прекрасно: зрительный зал вспоминал, ностальгировал и размышлял вместе с героем Александра Фукалова, восхищался актерским ансамблем спектакля. А больше всего аплодисментов досталось Елене Стражниковой, блестяще сыгравшей сразу несколько характерных ролей, в том числе … Бориса Николаевича Ельцина.

Два совсем недавно возникших театральных коллектива приехали из Перми. Театр «КТО» (кино-театральное объединение) показал спектакль (уместнее считать его заявкой на спектакль) «Черное на белом» по биографической прозе Рубена Гальего. История прикованного к инвалидному креслу испанца, выросшего в советском детском доме, личности, реализовавшей себя вопреки всему, победителя без рук и ног. Рамис Заббаров, актер очень интересной, особенной индивидуальности, особо пластичный и внешне, и внутренне, не играет болезнь, он, почти не двигаясь, рассказывает о жизни внутренней, о борьбе с отчаянием, обстоятельствами, самой судьбой. При всем этом было очевидно, что актер нуждается в режиссерском взгляде и участии (пока он режиссирует себя сам). А пермский театр «Век жизни» (его создали хорошо известные театралам бывшие актеры театра «У моста» Ирина и Андрей Моляновы) сыграл спектакль «Чудная баба» по пьесе Нины Садур.

Среди участников в большинстве были челябинцы: спектакль Молодежного театра «Давай никуда не улетим, Ежик» (режиссер Александр Черепанов), визуальный комикс театра песочной живописи и теней «Скарабей» «Приключения лисички-плутовки», читка пьесы И. Андреева «Моя жена - Сталин» в режиссуре Бориса Черева, моноспектакли актера драмы Вадима Долговых «ПортретПитерПробки» по мотивам повести Гоголя и актера НХТ Александра Майера «О, верю, верю - счастье есть!» по Сергею Есенину…

Танцевальный спектакль проекта «CoDa» Екатеринбургского гуманитарного университета «Сторона света» в который раз напомнил о том, что столица Урала еще и столица современного танца. А «Просто ночной концерт» Екатеринбургского театрального института (курс Андрея Русинова) пленил заразительностью и обаянием юности.

О других участниках в телеграфном стиле: «Однажды мы все будем счастливы» (моноспектакль казанского театра «Akt» по пьесе Е. Васильевой), «Человеческий голос» по Ж. Кокто (театр драмы из Нижнего Тагила), «Черный кофе» озерского театра кукол «Золотой петушок», концерт любимцев публики (давно уже не только озерской), актерского трио «Трое» театра «Наш дом»…

А еще озерские актеры (точнее, актрисы) «Нашего дома» сыграли в том самом «Трюме» заявку на будущий спектакль, эскиз по мотивам повести А. Куприна «Яма». Премьера ожидается через несколько месяцев, над спектаклем работает молодой режиссер Никита Золин. Он уже несколько лет прививает «Нашему дому» любовь к новым театральным формам. И новой драме. Поставил здесь «Убийцу» А. Молчанова, «Терроризм» братьев Пресняковых, а его «Лейтенант с острова Инишмор» по Мартину МакДонаху в недавнем октябре стал событием двух фестивалей: макдонахского в Перми и челябинского «Дебаркадера».

Золин - один из тех актеров и режиссеров «Нашего дома», кто последовательно внедряет в практику театра такую новую (для Озерска) форму общения со зрителем, как читки современных пьес с их последующим обсуждением. Накануне «Ночи в театре» я побывал на одной из таких читок по пьесе современного драматурга А. Иванова «Это все она» (режиссером ее был Андрей Сюськин). Происходило все это в пространстве, которое в театре называют «DramaClub». Пьеса о драматических отношениях «отцов и детей» собрала аудиторию озерских «отцов и детей», взрослых и старшеклассников. Их монологи и диалоги после читки были, пожалуй, интереснее самой пьесы, а юных участников этого разговора я потом увидел и на «Ночи в театре».

Новые формы, новая драматургия, новые смыслы, новая публика… То, что «Наш дом» так озабочен всем этим новым (каждый день, а не только раз в году во время ночного фестиваля), - примета живого театра. Материально живущего очень трудно, на голодном бюджетном пайке, который бесконечно меняющиеся озерские власти еще и все время норовят урезать. А ведь этот театр уже такой же бренд Озерска, как комбинат «Маяк», хотя вырабатывает совсем иную энергию. Духовную. Исчезни это «предприятие» из городского ландшафта или впади в творческую спячку (бывали в его истории такие периоды), Озерск понесет невосполнимую потерю. Та публика, молодая и разная, «буржуазная» и демократичная, нарядная и расхристанная, искушенная и простодушная, что заполнила пространство «Нашего дома» во время «Ночи в театре» номер семь, это явно понимает. И радует, что «отцы города» среди этой публики тоже были. И на фестивальной пресс-конференции клялись в любви к озерскому театру, обещали всяческую поддержку. Вдруг не обманут?

VK31226318