За «Книгой веков» у челябинца последовал «Рыцарь…»

За «Книгой веков» у челябинца последовал «Рыцарь…»

На набережной возле органного зала «Родина». Беру в руки эту книгу «Рыцарь Жан ле Рус», пробую на язык ее название — это не о Челябинске. И действия в книжке происходят задолго до появления нашего города.

А написал книжку челябинец – Владимир Большаков. Познакомился с ним несколько лет назад.,когда в свет вышла его работа «Книга веков». И вот после «Книги веков» он решил совершить путешествие в древнюю Русь и к ее европейским соседям того времени. «Рыйарь…» - исторический приключенческий роман времени правления князя Олега и становления Русского государства.

Действие начинается в 900 году. Молодой юноша в составе русского посольства отправляется в Восточно-Франкское королевство, которое в то время уже начинали называть Германским. Именно там, а затем в Западно-Франкском королевстве, будущей Франции, и разворачиваются основные события.

- В Европе, на развалинах великой Римской империи, продолжался процесс образования новых государств и, как вошло в традицию в конце каждого столетия, люди в очередной раз ждали конца света. А далеко на востоке, за королевствами поляков, венгров и чехов, создавалось огромное государство руссов… Много тогда было желающих возвыситься над войском или отколоться с частью дружины и стать самостоятельными правителями. Но князь Олег заранее расставил везде своих верных людей и в час, когда тело Рюрика ещё только готовили к погребальному костру, люто сверкнули ножи и мечи, и остались только те, кто был предан или покорен Олегу. Сколько пришлось потом ещё пролить крови, чтобы усмирить явных непокорных и тайных недругов! Это было обычное дело, передача власти в те далёкие времена без крови не обходилась.

Зато потом, став полновластным князем и непререкаемым начальником над своевольным и жадным до добычи варяжским войском, Олег стал строить свою державу, покоряя один народ за другим, заставляя их платить дань себе, а не кому-то другому. Сейчас это назвали бы типичным рэкетом, посредством которого, методом угроз и применением силы, приводятся в подчинение производители материальных благ. Но в те времена это был один из наиболее распространённых способов создания государства.

Свою приключенческую книгу челябинский автор считает логическим продолжением двух предыдущих работ. Первая из них, «Синхронистическая таблица всемирной истории» (1995 г.), была переиздана в 2001 году под названием «Книга веков. История мира в синхронистической таблице» и получила широкую известность. В ней синхронно (в пяти колонках) расположились главные события мировой истории с глубокой древности до наших дней. В процессе работы над этой книгой был изучен большой объём исторической литературы, что позволило автору иметь представление о жизни людей в разных странах в разные времена.

Вторая книга «Маленькие трактаты» (2008 г.) — наблюдения и размышления о событиях, происходивших когда-то и происходящих сейчас. Обе эти книги послужили ступенями для того, чтобы решиться на написание художественного произведения.

6 октября в 16.00 в Библиотеке имени Людмилы Татьяничевой состоится презентация книги «Рыцарь Жан ле Рус» и встреча с ее автором. Адрес библиотеки – Комсомольский пр., 41 (остановка «Поликлиника»).

А у меня есть повод вспомнить фрагменты нашего разговора по поводу «Книги веков». Без которой не появился бы на свет скорее всего и «Рыцарь…».

— Что любят читать мальчишки в подростковом возрасте? Исторические романы. Может быть, сейчас по-другому, а в нашем поколении было так. Я читал очень много книг, — говорит Владимир Леонидович. — И всегда возникала потребность узнать: а что осталось за рамками исторического романа, что происходило в то время в других странах, на других континентах? К примеру, зачитываешься «Тремя мушкетерами», а что в это время было в России, какие герои были там?

Верил: есть такая таблица, с помощью которой можно побывать в одном времени на разных континентах. Думал, что есть такая книга, просто мне не встречается. Потом я вырос и к годам тридцати, что называется, приспичило: начал искать эту книгу. Не нашел. Вообще-то синхронистическая таблица — не мной придумана. Они есть во многих книгах по истории, но носят вспомогательный характер: охватывают или какой-то локальный период времени, либо несколько стран. Например, Египет и примыкающие к нему территории.

Нигде не найдя универсальную синхронистическую таблицу, начал составлять ее сам. Раскрыл общую тетрадь, разграфил на пять колонок: Европа, Азия, Африка, Америка, другие материки (Австралия, Антарктида, Океания). Раскрыл первый том «Всемирной истории» и стал штудировать… Начал с 4-тысячного года до нашей эры.

— Это была работа для себя?

— Конечно. Об объемистом томе, что вышел в челябинском издательстве, тогда даже не помышлял. Но когда за два-три года дошел только до средних веков, понял, какое начал трудоемкое дело. И продолжать его только для того чтобы спрятать в стол — глупо. Через десять лет мои тетрадки, а их, сами понимаете, к этому времени собралось солидное количество, закончил Великой Октябрьской революцией. В 1995 году издал книгу в Магнитогорске.

— Почему вы ограничились 1917-м годом?

— В России шла перестройка, открывали архивы, пересматривали многие исторические события. В 1996 году взялся за описание новейшего периода ХХ века. Получилось более мелкое дробление: по месяцам и дням. Дополнилась и ранее изданная часть. Так получилась «Книга веков».

— Источником для вашей «Книги…» послужили другие книги?

— Сотни. Прежде всего, авторитетные академические издания. Находил их в нашей «публичке» — областной универсальной научной библиотеке — и не только в Челябинске. Бывая в длительных командировках, записывался в местные аналогичные библиотеки и рылся в интересующих томах.

— Больше всего вы заполнили «европейскую» и «азиатскую» колонки, в других хватает «белых пятен».

— Действительно, получилась «Книга веков» с акцентом на Россию. Наверное, если бы подобные таблицы составлял кто-то в Германии или США, книга получилась бы другая. Если бы у меня была возможность посидеть в нью-йоркской библиотеке, то я заполнил многие «белые пятна» в своей книге.

— В идеале на каждом континенте должен найтись человек, который выполнит подобную работу? Тогда соберется «Книга книг веков» — по-своему великая и неповторимая.

— Видимо. Но я таких людей, к сожалению, не знаю.

— Вы по профессии инженер-строитель. Как вам кажется, если бы за подобный труд взялся профессиональный историк, отличался бы результат от вашего и чем?

— В нем не было бы фактов, которые не являются «историческими»: например, выхода на экраны киноленты «Веселые ребята», появления ансамбля «Битлз» и так далее.

— Что открыл для себя человек, прошедший «сквозь толщу веков»?

— Прежде всего, сделал вывод: ничто не ново под Луной. В истории человечества все уже было — только в другой форме. Нам семьдесят лет внушали про неповторимость и величие Октябрьской революции. Но и раньше побеждали народные восстания и власть трудящихся удерживалась десятилетия. Но постепенно люди, оказавшиеся у власти, перерождались. Образовывались новые правящие династии, появлялись олигархи. Так что все повторяется. Недаром говорят, что история — это движение по спирали.

— «Книга веков» заканчивается 2000 годом. Будет ли продолжение?

— Не вижу смысла прибавлять еще несколько лет к уже описанным в книге шести тысячам лет. Может позже это сделает кто-нибудь другой.

А сам Владимир Большаков совершил свое новое путешествие в историю – времен князя Олега. «Как ныне сбирается вещий Олег…».

VK31226318