<Генерал> мраморных карьеров

<Генерал> мраморных карьеров

Селу Коелга Еткульского района повезло дважды: Бог дал этой местности колоссальные запасы мрамора и умного генерального директора предприятия, которое этот мрамор добывает и обрабатывает. Директору - заслуженному строителю России Ивану Чеботареву - исполняется 70, а ЗАО - 87. Они вместе последние 28 лет.

Безоткатное производство

Мрамор Коелги знают не только в России, но и в Чехии, Швейцарии, а итальянцы даже продавали его под своим брендом, тем более что по своим свойствам он мало чем отличается от каррарского. Интересно, что все заказы, а с ними и мировая известность, пришли к предприятию как бы сами собой: нет в штате ЗАО ни имиджмейкеров, ни пиарщиков. Здесь не используют серых схем и черных технологий, а еще принципиально не платят откатов. Бывает, из-за этого выгодный заказ, но руководство ЗАО не поступается принципами.

Следование букве закона сочетается у генерального директора с готовностью принимать даже непопулярные решения, если они на пользу делу. В разгар кризиса на предприятии предпочли уволить 250 человек, обеспечив им все необходимые выплаты, чем оставлять людей на рабочих местах, не имея возможности своевременно выплачивать им зарплату. Коллектив сжался как пружина, а через полтора года, когда на предприятии организовали новые рабочие места, уволенных приняли обратно и еще добавили новых, общим числом около 450 человек. Среди них уже не только местное население, но и жители Еманжелинска, Южноуральска, Чебаркульского района, которых каждое утро в Коелгу привозят заводские автобусы.

Сейчас коллектив работает над изготовлением заказов для Астаны, где завершается возведение православного храма и мусульманской мечети, и уже приступил к облицовке мрамором информационного центра в Казани, готовящейся к Универсиаде-2013. На предприятии стабильно выплачивают достойную даже по городским меркам зарплату, решают социальные программы и при этом находят возможность для дальнейшего развития производства.

Гора идет к Магомету

Почему ЗАО удается идти вперед? Губернатор Михаил Юревич, недавно побывавший на предприятии, увидел причину успехов в технической оснащенности. Иван Чеботарев главную заслугу видит в профессионализме коллектива, костяк которого сохранился, несмотря на кризис. Важную роль играет поддержка областной и районной властей, ну а кроме того, коелгинцы не ждут, когда к ним приедут покупатели, а сами торят к ним дорогу. Об этом говорят цифры: ежемесячные затраты ЗАО только на железнодорожные перевозки составляют 25 млн. рублей. Так сказать, гора идет к Магомету.

Но, наверное, самая главная причина успеха - умение руководства предвидеть будущее развитие событий. Чеботарев первым сделал ставку на баровые машины вместо прежних столяровских и совершил технологическую революцию, в успех которой даже из специалистов мало кто верил. Против него ополчились руководство , прокуратура, обком партии, газеты и ... Но время показало правоту гендиректора. Сегодня уверенно занимает первое место в России по объему камнедобычи.

Против течения

До Коелги Иван Чеботарев работал на Бакальском руднике. Видимо, от камня и твердость его характера. Он никогда не боялся идти против течения. Очевидцы вспоминают, что когда предприятию предложили поучаствовать в тендере на строительство храма Христа Спасителя, генеральный собрал членов наблюдательного совета ЗАО и спросил мнение каждого. Люди отводили глаза: . Директор всех выслушал и подвел итог:

64 раза Чеботарев летал в Москву, встречался с руководителями различного ранга, спорил, доказывал преимущества коелгинского камня. Он не просто дрался за выгодный заказ - он утверждал право российской провинции работать на равных со столичной элитой. И добился-таки своего: выполнение всех сложных деталей храма поручили южноуральцам.

Эта работа стала проверкой на прочность, которую коллектив ЗАО выдержал с честью. Выполненные их руками закомары, , , украшения порталов, детали аркатурного пояса - настоящее чудо камнерезного искусства. Бывая в Москве, я обязательно прихожу к храму Христа Спасителя, любуюсь мраморным кружевом и испытываю что-то похожее на гордость:

В общей сложности для храма Христа Спасителя было изготовлено около 37 тысяч деталей, а Чеботарев получил свой первый орден Русской православной церкви Даниила Московского III степени.

Табу на брань

Уважение к заказчику и высокая культура производства, ставшие фирменным стилем , проявились и во время работ на мечети Кул Шариф. Специально был расконсервирован карьер с желтоватым, цвета топленого молока, мрамором, мастера до миллиметра выверяли все детали, вплоть до угла наклона букв, которыми выводили изречения из Корана, а на стройке и в цехах были введены табу на брань, дабы не осквернить мусульманскую святыню.

В Екатеринбурге коелгинцы с блеском выполнили уникальный мраморный иконостас на храме, воздвигнутом на месте расстрела царской семьи, в Самаре облицевали храм в честь Георгия Победоносца, напомнивший старожилам разрушенный Воскресенский собор, а средства от заказов направляли не на зарплаты и премии, а на техническое переоснащение, обучение персонала, развитие социальной сферы. 30 млн. рублей было выдано в качестве ссуд, началось массовое строительство, преобразившее бывшее захолустье в красивый коттеджный поселок. Сейчас ЗАО финансирует строительство газопровода, дотирует пенсионерам затраты на электроэнергию, отремонтировало поликлинику, поощряет развитие предпринимательства: в селе около 250 рабочих мест, связанных с обработкой мрамора.

мясо

Знакомый рассказал, что в Коелге продается лучшее мясо для шашлыков и разных домашних заготовок. У кого юбилей или свадьба, едут в магазин . Заглянула туда и я. И не разочаровалась: на прилавках баранина, говядина, свинина, вырезка, ребрышки плюс полуфабрикаты - котлеты, голубцы, тефтели, и все по ценам. Продавец говорит, что продукция уходит влет, а за пельменями покупатели приезжают аж из Челябинска.

-- Работа дочернего предприятия - дань продовольственной безопасности предприятия, - говорит И.А. Чебота-рев. - Именно поэтому на приобретенных землях мы создали сельхозпредприятие, посевные площади, купили технику, организовали животноводческий комплекс и переработку. Люди довольны, а это значит, мы работаем в правильном направлении.

Корни и крона

Ожидания Чеботарева не оправдались бы, руководи он предприятием из Белокаменной или из закрытого элитного поселка. Но его судьба сложилась так, что работает и живет он рядом с людьми, из среды которых сам в свое время вышел. Ходит по тем же улицам, дышит тем же воздухом, копается в огороде, убирает снег во дворе. Эта укорененность генерального и стала главной причиной того, что он чувствует нужды людей. В противном случае он вряд ли бы узнал, что коелгинцам нужны автостанция и телевышка, детский сад, как в городе, школа индивидуального развития, храм:

О храме в честь святого покровителя казачества Михаила Архангела (Коелга - бывшая казачья станица) стоит сказать особо. Чеботареву иногда , что сходство с колокольней Ивана Великого в Москве, роскошные мозаичные полы и слишком большие размеры не соответствуют скромному селу с пятью тысячами жителей. Чеботарев отвечал, что строит храм . Надежды директора вновь оправдались. Храм стал центром духовной жизни села. На Троицу, Пасху люди едут сюда со всей округи.

Увеличился не только приход, но и население села. Молодежь реже уезжает в город. Больше появляется молодых семей, если в прошлые годы в Коелге с трудом формировали один первый класс, то в этом учебном году их будет три.

И.А. Чеботарев никогда не говорит высоких слов о любви к Родине. Но по своей сути, масштабу личности он - патриот, искренне, до сердечной боли отстаивающий интересы своей земли и ее недр. Один из черных дней Ивана Андреевича - когда он узнал, что памятник первому президенту и нашему земляку Борису Ельцину в Екатеринбурге возводится из китайского мрамора:

:Долгие годы рабочий день директора начинался в 6.00. В 5.45 он выходил из дому и к 8 утра полностью владел обстановкой на заводе и в карьере. На службу его провожает жена Лидия Денисовна. Они воспитали сыновей Сергея и Геннадия, которые пошли по стопам отца, теперь радуются внукам. Их у Чеботаревых пятеро: Артем, Андрей, Дарья, Денис и Иван, названный в честь деда. Жизнь продолжается.

VK31226318