Солдат всегда солдат

Солдат всегда солдат

Директор школы № 4 из Кыштыма Михаил Чирков убежден: защищать свое Отечество можно и за его пределами.

Михаилу довелось принять участие в самой долгой за всю историю СССР войне, которую стыдливо именовали . Армию, противостоящую фанатикам-моджахедам, уклончиво называли ограниченным контингентом войск. А между тем это была настоящая война, длившаяся почти десять лет, в которой погибло 14 тысяч советских солдат. Они нашли свою смерть в горах Кандагара и Джелалабада. Поэтому для Михаила в феврале две памятные даты: 15 февраля, когда в России и странах СНГ отмечается годовщина вывода войск с территории Афганистана, и 23 февраля - День защитника Отечества.

Куда Родина пошлет

19-летний Михаил Чирков оказался в Афганистане 22 апреля, в день рождения Ленина. А до этого был Узбекистан, город Чирчик, что под Ташкентом, где они провели полгода в учебке. Начальство не скрывало, куда направят солдат. И большинство не возражало: ребята хотели исполнить свой интернациональный долг, помочь братскому афганскому народу построить социализм. Потом это будет казаться по крайней мере смешно: как можно строить социализм в стране со средневековым укладом жизни? Не говоря уж о религиозном фанатизме. А тогда...

-- Мы были так воспитаны, - констатирует Чирков, - что шли туда, куда нас направляла Родина. Да и недостойно, не по-мужски праздновать труса. Хотя бывали случаи... На что только не шли некоторые, чтобы откосить от опасной командировки! Один изображал из себя страдающего энурезом и доказывал это делом. Другой уверял: попади он в плен, все и всех тут же выдаст. Третий уповал на высокие связи. Одному парню связи действительно помогли. Его отец, занимавший большой пост, перевел сына в другую, часть. Но так получилось, что ее перебросили в Афганистан раньше нас. Мы еще в учебке узнали о гибели того парня. Вот к чему привела попытка отмазать его от Афгана! Я лично к ухищрениям не прибегал. Когда пришла весть о трагедии с нашим бывшим однополчанином, стало понятно: от судьбы не уйдешь.

В Великую Отечественную воевали оба его деда, три года служил в армии отец. Михаилу же довелось не Родину защищать, а неведомую страну, народу которой он был и не сват, и не брат, а вовсе человек посторонний. Но известно, как называется во всем мире тот, кто вторгается в чужие пределы:

Но Михаил Иванович считает, что защищать свою страну нужно не только тогда, когда на нее напали. Предупреждать внешнюю агрессию можно и за пределами Родины. Например, поучаствовать в формировании правительства, близкого нам по духу. Этим занимаются практически все сильные страны.

-- Нам говорили , - вспоминает Чирков.

Советским солдатам надо было научиться воевать среди чужих гор и враждебно настроенного населения. Ведь, как известно, афганцы с тех самых средних веков на дух не переносят пришельцев. Они побеждали с кремневыми ружьями в руках.

Жизнь на кончике скальпеля

На тот сороковой для Михаила бой моджахеды вышли не с , а с американскими винтовками М-16 и китайскими автоматами. Но и рядовой Чирков с товарищами был оснащен не хуже: автомат с запасными рожками на 450 патронов, четыре , гранатомет , мина ОЗМ-72, начиненная тысячами осколков. Нагрузка - 20 кг с лишним. И со всей этой амуницией - по горам и узким ущельям. Передвигались в основном ночью, чтобы под прикрытием темноты занять господствующую высоту для обстрела. Однажды за ночь прошагали 32 километра!

-- Вышли к довольно крупному населенному пункту Алишанг провинции Лагман, - рассказывает Чирков. - Нам предстояло прочесать этот кишлак. Разведка доложила, что там всего 80 бандитов. А нас две роты спецназа ГРУ, в придачу бронетехника, мы имели возможность корректировать огонь артиллерии, авиаудары...

Разведка не ошиблась в подсчетах: в тот рассветный час моджахедов было именно 80. Но душманы имели возможность за короткое время подтянуть к кишлаку дополнительные силы. В итоге нашим солдатам противостояли уже почти три сотни . Схватка была жесткой. С нашей стороны потери составили двое убитых и 14 раненых. Среди последних был и Чирков.

-- Пуля насквозь пробила грудь, прошла через легкое, - рассказывает Михаил Иванович. - Раньше меня это заметил старший лейтенант, командир роты, ныне лидер Общероссийской общественной организации инвалидов войны Афганистана Андрей Чепурной. Я в горячке боя сразу не понял, что произошло. А он видел, как из моей груди буквально фонтанировала кровь.

Все решали минуты. Михаила перевязали, погрузили в БМП и повезли к вертолетной площадке. Винтокрылая машина доставила его в госпиталь Джелалабада.

Героин вместо больниц

Казалось бы, после ранения ему наплевать на судьбу недружественной к нам страны. Но Михаил Иванович думает иначе.

-- Вы послушайте, что теперь говорят бывшие командиры полевых отрядов и рядовые моджахеды, - призывал он меня. - Как ни странно, они с теплотой вспоминают пребывание шурави (русских) в Афганистане. Мы ведь пришли не только с оружием. Мы строили электростанции и проводили свет в кишлаки. Возводили больницы и школы. Наконец, элементарно кормили вечно полуголодное население. Вы думаете, что американцы сейчас этим занимаются? Как бы не так! Страна стала крупнейшим производителем наркотиков. Благодаря нашему присутствию все каналы сбыта героина были перекрыты. А нынче наркота широкой рекой течет через границу, и в основном в Россию. Нельзя нам было все бросать! Надо было поддерживать Наджибуллу. Пусть не постоянной военной силой, а поставками вооружения, топлива, присутствием инструкторов, советников.

Стяжи дух мирен

Еще наш герой задумывается о том, будут ли последующие поколения, как он и его друзья по оружию, верны мужскому братству, смогут ли защитить свою Родину? Наверное, за ответами на эти вопросы Чирков и пошел работать в школу. Где и трудится уже 20 лет. Первые годы преподавал историю. Последние семь лет директорствует.

Для него особенно важно нравственное обустройство государства. Примером служит деятельность Александра Третьего-миротворца.

-- Он много сделал для укрепления российского государства, для процветания русской культуры, - рассказывает Михаил Иванович. - При нем авторитет России был очень высок. Только он мог позволить себе такую фразу: . Его твердая рука чувствовалась как во внутренней, так и во внешней политике. Вожжи держал крепко. Знал, где надо подтянуть, а где и ослабить...

А что касается мыслителей, то Чиркову ближе всех идеи Ивана Ильина, ориентированные на нравственность. Сегодня, считает Михаил Иванович, нет проблемы сложнее.

-- Прислушайтесь к святому Серафиму Саровскому, который говорил: , - призывает Чирков. - То есть человек, у которого в душе порядок, мир, свет, распространяет все это вокруг себя. И обратный пример: когда у человека в душе война, то ничего, кроме агрессии и злобы, от него ожидать нельзя.

По Чиркову, душевные качества отдельного человека и каждой конкретной семьи непременно экстраполируются на общество и, в конечном итоге, на государство. Значит, надо растить людей с чистыми порывами и ясными идеалами. Чем и занимается Михаил Иванович в своей школе. Пять последних лет он культивирует в ребятах дух мужества, стойкости, порядочности и, разумеется, патриотизма. Речь идет о кадетах. В этом движении, охватившем всю нашу область, кыштымские ребята далеко не последние. Напротив, призеры и победители всевозможных конкурсов. Желающих попасть в кадетские классы Чиркова с каждым годом становится все больше, но школа, которой далеко за 50, не резиновая. Директор мечтает о пристрое к школьному зданию, в котором разместились бы большой спортзал, тир, тренажеры, лыжная база. Можно создать в городе патриотический клуб, который объединил бы выпускников кадетских классов и всех желающих. И это вполне выполнимо. Если, конечно, Чирков не будет одним воином в поле.

Mebel-zheleznodorozhny.ru шкафы купе в Железнодорожном

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

лестницы под заказ в Ростове-на-Дону
VK31226318