Признал себя виновным...

Признал себя виновным...

Жительница Аргаяша Алла Золотова узнала правду о трагической жизни своего прадеда - ветеринара Михаила Темникова, безвинно осужденного в 30-х годах прошлого века.

Геннадий ЯрцевВиктор Рискин

Аргаяшский район

Первые концлагеря

Как записано в протоколе допроса, Михаил Темников признал себя виновным .

Под обвинениями - собственноручная подпись врага народа Темникова. Вот такой документ, датированный 17 августа 1932 года, наряду с другими мы рассматривали в доме Аллы Александровны Золотовой. Во всех бумагах 80-летней давности идет речь о ее прадеде Михаиле Семеновиче Темникове.

В них же мы увидели зловещее слово . До сегодняшнего дня многие уверены, что это изобретение нацистов. Но Гитлер пришел к власти в 1933-м, когда в Советской России уже ссылали инакомыслящих и сотни тысяч безвинно оклеветанных в концлагеря. К их числу принадлежал и ветеринарный врач Темников.

Он родился в 1884 году в селе Нарышкино Саратовской губернии в семье торговца. В 1904-м после шести лет обучения получил аттестат первого разряда Мариинского земледельческого училища, что под Саратовом. Большинство оценок в нем - пятерки. Столь высоко оценили знания Михаила по предметам , , . Есть лишь одна тройка - по минералогии. Аттестат давал выпускнику право управлять частными имениями, вести в них счетоводство, заведовать .

Пришли ночью

Кроме того, выпускники земледельческой Мариинки имели право продолжить образование. Чем и воспользовался Темников, окончивший в 1910-м Харьковское ветеринарное училище. Продолжил учебу в Московском сельскохозяйственном институте. Но спустя несколько месяцев ушел работать участковым ветеринарным врачом Богородицкого уездного земства Тульской губернии. Служил в царской армии специалистом по ветеринарно-санитарным мероприятиям. Перед арестом работал заведующим окружным ветотделом в Бугуруслане, затем - ветврачом свиносовхоза, специалистом ветсектора Средне-Волжского КрайЗУ в Самаре.

За Михаилом Семеновичем пришли, как обычно, ночью. Ордер № 528 от 19 августа 1932 года на арест, обыск и выемку документов предъявил сотрудник ГПУ Володин. Невольными свидетелями ареста стали 43-летняя жена Нина, сыновья 17 и 20 лет, 18-летняя дочь.

Вместе с Темниковым в ту ночь взяли и его коллег - консультанта ветеринарно-эпизоотического треста Вячеслава Юлиановича Стругальского, а также крупных руководителей и ученых в области скотоводства, ветеринарии и микробиологии Аркадия Аркадьевича Васильева, Владимира Васильевича Силантьева, Александра Федоровича Дорофеева, всего 14 человек.

Какие же обвинения предъявили представителям самой мирной профессии? Оказывается, Стругальский, Дорофеев и другие в 20-30-х годах вошли в контрреволюционную организацию, состоявшую из высококвалифицированных сотрудников научно-исследовательских ветеринарных институтов и веторганов Средне-Волжского края. . Для этого они якобы умышленно заражали скот путем прививок негодных препаратов, производили массовый забой здорового скота под видом больного. Судебная тройка приговорила десятерых к расстрелу, а четверых, в том числе и Темникова, отправили на 10 лет в ГУЛАГ.

Лишь спустя 30 лет, в декабре 1964 года, постановлением Куйбышевского областного суда признано, что в основу осуждения были положены признательные показания десяти из четырнадцати арестованных. . Проще говоря, нужные следствию признания были выбиты силой. Между тем ряд свидетелей (надо отдать должное их мужеству) - Молош, Германов, Ергаев, Цфас, Маман и Чернов показали, что никакой вредительской организации не существовало и осужденные враждебной деятельностью не занимались.

Какой цвет у революции?

Но однажды запущенная карательная машина обратного хода не имела. Поэтому за основу были взяты Темникова:

Уполномоченный второго отела ОГПУ Опритов, который вел допрос, был настолько удовлетворен его результатом, что завершающую фразу протокола вывел прописными буквами - .

Пострадал Темников не один. В то время семья становилась изгоем, поражалась в правах. Жену Нину, брата Владимира уволили с работы. Имя осужденного кидало тень даже на дальних родственников. Все, кто носил фамилию Темников, подверглись гонениям. Опалы избежал только двоюродный дедушка по фамилии... Жуков. Но в 1946 году, когда маршал Победы Георгий Жуков угодил в немилость, боевой офицер, начфин группы советских войск в Германии Иван Иванович тоже подвергся гонениям.

Правду о своем прадеде Алла Александровна узнала только после запросов в самарские и саратовские архивы ФСБ. Тогда и выяснилось, что Михаил Темников отбыл несправедливое наказание от звонка до звонка, и вот уже 45 лет как реабилитирован. После 10 лет лагерей Михаил Семенович остался в ТемЛАГе и последние два года своей жизни проработал ветеринаром. Скончался в 60 лет.

VK31226318