Еще раз о Каслях

Еще раз о Каслях

В 2004 году я приобрел художественный альбом «Каслинский феникс». На титульном листе книги была помещена фотография в цвете Каслинского чугунного павильона, того, что в 1900 году был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже.

По бокам фотографии были размещены текстовые колонки. Читателей приветствовали тогдашний наш губернатор Петр Сумин и председатель Совета директоров ОАО «Стальная группа Мечел» Игорь Зюзин. Вот этим и ограничилось участие в подготовке книги челябинцев, если не считать снимки художественных отливок. Все остальное было делом рук сотрудников издательского дома «Сократ» из Екатеринбурга.

Хотя, собственно, стоило ли удивляться? Подобно тому, как семь греческих городов спорили, чей автор «Одиссеи» Гомер, десятки лет делят между собой городок Касли, художественный промысел, что давным-давно зародился здесь, Екатеринбург и Челябинск.

Вообще-то у свердловчан есть на то кое-какие основания. Начнем с того, что Касли первоначально входили в Екатеринбургский уезд. А что до Челябинска, то он вообще относился к другой губернии - Оренбургской. При Советах все вошли в состав огромной Уральской области, ее центром был Свердловск. И лишь в 1934 году, когда образовалась Челябинская область, этот город административно вошел в ее состав.

Кто создал наиболее известные художественные литературные произведения о каслинских мастерах? Павел Бажов. Да и автором первого серьезного исследования, посвященного этому самобытному творчеству, был искусствовед из Свердловска Б.Н. Павловский. Он же позднее подготовил два художественных альбома - «Каслинский чугунный павильон» и «Художественный металл Урала». Вероятно, это сыграло роль, когда Бориса Николаевича избрали первым на Урале членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Вспоминаю, как ревностно относились к тому, что соседи «ловят рыбу в чужих водах», в советские годы. И вот, учитывая эти настроения, мы, работники Южно-Уральского книжного издательства (я в нем в 1969 году стал главным редактором), решили чем-то на «экспансию» ответить. Было решено тоже издать альбом, причем не хуже, чем у Павловского. Вот только автора из наших не нашли, так что были вынуждены обратиться опять же к свердловскому журналисту И.М. Пешковой. А художника книги и фотографа мы «выписали» из Москвы.

И замысел удался на славу. Наш двухтомник «Искусство каслинских мастеров», объединенный футляром, был направлен как экспонат от СССР на Всемирную выставку «Красивейшие книги мира», что проходил в Лейпциге. Там его удостоили почетного диплома. Этой награде мы, книгоиздатели, были рады, наверное, не меньше, чем когда-то каслинцы награде в Париже.

Как известно каждому интересовавшемуся этой темой, три слагаемых составили секрет успеха, который сопровождал изделия каслинского завода: высокое качество чугуна (а он выплавлялся на древесном угле), особые достоинства местных формовочных песков и мастерство авторов скульптурных произведений и рабочих - литейщиков, чеканщиков и др., подлинных мастеров своего дела.

История этого завода, на протяжении многих лет не раз менявшего свое имя, довольно непроста. В годы Первой, а затем и Второй мировых войн здесь переключались с выпуска художественных изделий на производство… снарядов. Многие мастера уходили на фронт, не все потом вернулись. В начале советского периода вообще вставал вопрос: а нужны ли эти поделки, украшавшие будуары богачей, простому люду? Не лучше ли будет производить чугунки, сковороды, мясорубки? Только против этого выступил трудовой коллектив. Он нашел поддержку и у горьковского журнала «Наши достижения».

И завод вернулся к выпуску прежней продукции, существенно обновив ее ассортимент. Иной стала и технология. Производство в период плановой экономики стало массовым, а это привело к ухудшению качества изделий. Зато они теперь, как и книга, стали считаться лучшим подарком, украсили множество домов.

Вспоминается один сюжет того времени. На завод приехал из дальних краев старик, некогда проработавший на нем много лет. Ветерана тепло принял директор завода. На просьбу подарить пару моделей на память отреагировал: «Какой разговор! Пойдите и отберите, что понравится, на складе готовой продукции». Старик пошел. Снял с полки одну вещицу, повертел в руках, поставил назад. Так же поступил и с остальными. Говорят, когда он покидал родной завод, на его глазах были слезы.

Так что, в свою книгу «Искусство каслинских мастеров» мы поместили изображение старинных отливок. И у нас они смотрелись великолепно.

На днях я прошелся по магазинам подарков, что на главном проспекте Челябинска. Каслинским литьем торгует лишь магазин «Уральские сувениры». В нем насчитал штук 30 моделей. В основном это повторения того, что когда-то делал завод. Естественно, здесь нет моделей советской тематики. Разве что скульптурный портрет Сталина. Аналогичный, но Ленина, я увидел в «развале» на нашей Кировке. Более или менее идет, сказал продавец, «Россия» Н. Лаверецкого. Ею украшают служебные кабинеты.

Ну, а что до альбомов на каслинскую тему, то в 2011 году свердловчане издали еще один - «Еще раз об искусстве каслинских мастеров». Автор - уже знакомая Инна Михайловна Пешкова. В предисловии к своей книге она пишет: «Много лет изучая историю промысла, я не успела рассказать обо всем». Вот и продолжила рассказ, представила неизвестный материал о М.Д. Канаеве, К.А. Клодте, Н.Н. Горском, П.С. Аникине». Коллекционеры, вероятно, заинтересуются разделом «Страницы коллекционера».

Однако в наши планы не входит ни рецензировать эту книгу-альбом, ни рекламировать. Тем более, что в челябинских магазинах ее нет. Своих книг о Каслях челябинцы за последние 30 лет не выпускали.

Александр Золотов

Taldom-mebel.ru мебель в Талдоме

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

упаковка посуды для переезда в Санкт-Петербурге
VK31226318