Институт для взрослых людей

Институт для взрослых людей

Когда студенты Института развития профессионального образования Челябинска выходят на улицу во время перемены, прохожие думают, что здесь идет совещание. Уж больно солидный вид у публики. Однако во время занятий здесь все, как в обычном учебном институте. Из-за приоткрытой двери можно услышать, как преподаватель распекает студентов за опоздание. Чем же учебное заведение отличается от других? Об этом беседуем с его ректором Евгением СИЧИНСКИМ.

- Отличие можно найти в ключевых словах - довузовская дополнительная профессиональная подготовка, - говорит Евгений Павлович. - Наши студенты - директора училищ и техникумов, их заместители, преподаватели и мастера производственного обучения. Мы занимаемся переподготовкой кадров, повышением их квалификации для начальной и средней системы профобразования (НПО и СПО). Поэтому наши студенты отличаются от других по статусу и возрасту.

- И каков средний возраст студентов?

- Как в системе профобразования, в пределах 45-50 лет. Он достаточно солидный, потому что молодежь идет туда неохотно. Поэтому мне приходится учить людей, порой старше меня. И обращаться с ними, как с учениками.

- Они ведь не только опаздывают, наверное, но и занятия пропускают?

- Должна быть очень весомая причина, чтобы мы освободили студента от занятия. Хотя прекрасно понимаем, что к нам приходят люди работающие. У директоров, например, огромный круг обязанностей. Бывают внеплановые проверки, нештатные ситуации... Но учебу тоже нельзя отменить. У нас, как в вузах, есть зачеты, экзамены и сессии. И поблажек никому не делаем.

- Чему вы учите, к примеру, директоров?

- Менеджменту прежде всего. Знания в этой сфере сегодня - одно из главных требований к руководителям учебных заведений. Мы даем им эту квалификацию. Это очень интересная задача: объединить практический опыт людей с неизвестной им теорией. У нас очень хорошие преподаватели. И им это удается.

- Чем еще, помимо обучения студентов, занимается ваш институт?

- Мы помогаем учреждениям начального и среднего профессионального образования развиваться, быть современными, соответствовать духу времени. Каждые десять лет по закону обновляются государственные образовательные стандарты, что происходит, в частности, и сегодня. Новые стандарты меняют цели, задачи и содержание образования. Нужны новые образовательные программы. Созданием их занимаются творческие коллективы, а мы оказываем методическую и консультативную помощь.

Стандарты требуют еще и ежегодного обновления вариативной части. Тут мы тоже выступаем в роли локомотива. Вариативная часть должна отражать потребности региональной экономики и работодателей, чтобы молодых специалистов не надо было переучивать. Ведь вчерашние рабочие сегодня никому не нужны.

Сегодня в системе НПО и СПО появляются экспериментальные площадки, хотя научная деятельность не является обязательной. Их у нас в области уже 13. И будет еще больше. Курирует это направление наш институт. Мы помогаем сформулировать тему, программу, план. Смотрим промежуточные результаты. И в конце проводим защиту на экспертном совете, созданном министерством образования и науки области на базе нашего института. Экспертный совет собирается четыре раза в год. Приглашаем туда учебные заведения приблизительно с одинаковым профилем. Пусть посмотрят, чем дышат и живут коллеги, соприкоснутся с новшествами, открытиями. Может быть, появится желание экспериментировать и самим. Чем мы, мол, хуже? Я бы этот опыт назвал уникальным для системы профобразования.

- О каких конкретно новшествах вы говорите?

- Каждое из них имеет свое, прикладное значение. Например, три наших учреждения в Миассе внедряют модель взаимодействия с работодателями на основе концепции «Рабочий нового поколения». Две экспериментальные площадки в Варне и Златоусте работают над тем, как использовать казачьи традиции для воспитания молодежи. В «Златике» экспериментируют с моделью обучения для слабо слышащих людей и так далее.

Активно включились в экспериментальную работу и педколледжи. В педколледже № 1, например, родилась идея использовать арт-терапию в качестве метода воспитания дошкольников. Там великолепный студенческий театр. И результаты эксперимента очень интересные.

Деятельность таких площадок выходит далеко за пределы учебных заведений. Создать новшество может, конечно, не каждый, а вот внедрить его - по силам всем.

- Много ли таких учебных заведений, как ваш институт, в стране?

- Всего три: В Москве, Кемерове и Челябинске. Поэтому нашим педагогам, работающим в системе НПО и СПО, все завидуют. Сегодня, когда ужесточаются требования к специалистам, они могут получить дополнительные знания у себя в Челябинске. Преподаватель в системе СПО, например, должен иметь только высшее образование.

- Но на низкую зарплату он вряд ли туда пойдет...

- С 1 сентября нам обещали повышение. Но всегда ли решает выбор профессии зарплата? На прошлой неделе смотрел передачу о братьях кузнецах, которые из металла «выращивают» розы. Работают, между прочим, преподавателями. Они, по моему мнению, счастливые люди, потому что им интересно то, чем занимаются.

- Как вы считаете, могут ли закрыть ваш институт, учитывая грядущее сокращение в системе образования?

- По-моему, это невозможно. Ведь сегодня власть на всех уровнях говорит о необходимости рабочих профессий. В начале 90-х годов в смутное время в стране открыли немало вузов, чтобы хоть чем-то занять молодежь. И пирамида подготовки специалистов оказалась перевернутой с ног на голову.

На рынке труда сегодня свыше 70 процентов составляют вакансии на рабочие профессии. А значит, нужна система профобразования и институт, который будет ее сопровождать. Пока не насытим рынок труда рабочими, наши услуги будут востребованы.

Кроме того, мы ведь не ограничиваемся программой повышения квалификации. На этот год у нас запланировано около десяти постоянно действующих семинаров, где будем обсуждать самые актуальные вопросы. В этом году открыли лабораторию Макаренко. Труд в школе исчез, когда его заменили технологией. Самое главное в наследии Макаренко: научить человека хозяйствовать в совместном коллективе детей и взрослых. Пройдя такую школу, молодой человек сможет сам себе создать рабочее место. И у нас есть все условия для внедрения опыта Макаренко в жизнь. Наши учащиеся - дети не из самых благополучных семей. Они все рукастые, поскольку приходится самим о себе заботиться. Кроме того, у нас есть производственная база, и мастера производственного обучения, которые могут возглавить совместные коллективы.

Еще мы создали лабораторию информатизации. Информатика - единственная дисциплина, в которой ученики опережают преподавателей. Надо их догонять. Сегодня информатизация требуется везде, вплоть до создания собственного сайта. А ведь нужен специальный человек, который бы занимался техническим сопровождением, насыщением сайта.

А еще наши специалисты создали атлас профессий. Это очень важная информация в плане профориентационной работы. В Челябинской области ведется подготовка по 143 специальностям среднего звена. Какую из них выбрать и где ее получить? Благодаря атласу профессий сделать это очень удобно. Можно прочитать не только о каждой специальности, но и об учебном заведении, в котором по ней готовят. В ближайшее время появится ссылка на сайте министерства образования и науки нашей области, по которой можно выйти на атлас профессий.

Так что мы выделили для себя три главных направления: систему информатизации, лабораторию Макаренко и профессиональное воспитание. По этому пути и пойдем.

В этом году по нашей инициативе возобновило деятельность учебно-методическое объединение УрФО. И хочу похвастать, что базовым учреждением его стал наш институт.

VK31226318