Институт для взрослых людей
Когда студенты Института развития профессионального образования Челябинска выходят на улицу во время перемены, прохожие думают, что здесь идет совещание. Уж больно солидный вид у публики. Однако во время занятий здесь все, как в обычном учебном институте. Из-за приоткрытой двери можно услышать, как преподаватель распекает студентов за опоздание. Чем же учебное заведение отличается от других? Об этом беседуем с его ректором Евгением СИЧИНСКИМ.
- Отличие можно найти в ключевых словах - довузовская дополнительная профессиональная подготовка, - говорит Евгений Павлович. - Наши студенты - директора училищ и техникумов, их заместители, преподаватели и мастера производственного обучения. Мы занимаемся переподготовкой кадров, повышением их квалификации для начальной и средней системы профобразования (НПО и СПО). Поэтому наши студенты отличаются от других по статусу и возрасту.
- И каков средний возраст студентов?
- Как в системе профобразования, в пределах 45-50 лет. Он достаточно солидный, потому что молодежь идет туда неохотно. Поэтому мне приходится учить людей, порой старше меня. И обращаться с ними, как с учениками.
- Они ведь не только опаздывают, наверное, но и занятия пропускают?
- Должна быть очень весомая причина, чтобы мы освободили студента от занятия. Хотя прекрасно понимаем, что к нам приходят люди работающие. У директоров, например, огромный круг обязанностей. Бывают внеплановые проверки, нештатные ситуации... Но учебу тоже нельзя отменить. У нас, как в вузах, есть зачеты, экзамены и сессии. И поблажек никому не делаем.
- Чему вы учите, к примеру, директоров?
- Менеджменту прежде всего. Знания в этой сфере сегодня - одно из главных требований к руководителям учебных заведений. Мы даем им эту квалификацию. Это очень интересная задача: объединить практический опыт людей с неизвестной им теорией. У нас очень хорошие преподаватели. И им это удается.
- Чем еще, помимо обучения студентов, занимается ваш институт?
- Мы помогаем учреждениям начального и среднего профессионального образования развиваться, быть современными, соответствовать духу времени. Каждые десять лет по закону обновляются государственные образовательные стандарты, что происходит, в частности, и сегодня. Новые стандарты меняют цели, задачи и содержание образования. Нужны новые образовательные программы. Созданием их занимаются творческие коллективы, а мы оказываем методическую и консультативную помощь.
Стандарты требуют еще и ежегодного обновления вариативной части. Тут мы тоже выступаем в роли локомотива. Вариативная часть должна отражать потребности региональной экономики и работодателей, чтобы молодых специалистов не надо было переучивать. Ведь вчерашние рабочие сегодня никому не нужны.
Сегодня в системе НПО и СПО появляются экспериментальные площадки, хотя научная деятельность не является обязательной. Их у нас в области уже 13. И будет еще больше. Курирует это направление наш институт. Мы помогаем сформулировать тему, программу, план. Смотрим промежуточные результаты. И в конце проводим защиту на экспертном совете, созданном министерством образования и науки области на базе нашего института. Экспертный совет собирается четыре раза в год. Приглашаем туда учебные заведения приблизительно с одинаковым профилем. Пусть посмотрят, чем дышат и живут коллеги, соприкоснутся с новшествами, открытиями. Может быть, появится желание экспериментировать и самим. Чем мы, мол, хуже? Я бы этот опыт назвал уникальным для системы профобразования.
- О каких конкретно новшествах вы говорите?
- Каждое из них имеет свое, прикладное значение. Например, три наших учреждения в Миассе внедряют модель взаимодействия с работодателями на основе концепции «Рабочий нового поколения». Две экспериментальные площадки в Варне и Златоусте работают над тем, как использовать казачьи традиции для воспитания молодежи. В «Златике» экспериментируют с моделью обучения для слабо слышащих людей и так далее.
Активно включились в экспериментальную работу и педколледжи. В педколледже № 1, например, родилась идея использовать арт-терапию в качестве метода воспитания дошкольников. Там великолепный студенческий театр. И результаты эксперимента очень интересные.
Деятельность таких площадок выходит далеко за пределы учебных заведений. Создать новшество может, конечно, не каждый, а вот внедрить его - по силам всем.
- Много ли таких учебных заведений, как ваш институт, в стране?
- Всего три: В Москве, Кемерове и Челябинске. Поэтому нашим педагогам, работающим в системе НПО и СПО, все завидуют. Сегодня, когда ужесточаются требования к специалистам, они могут получить дополнительные знания у себя в Челябинске. Преподаватель в системе СПО, например, должен иметь только высшее образование.
- Но на низкую зарплату он вряд ли туда пойдет...
- С 1 сентября нам обещали повышение. Но всегда ли решает выбор профессии зарплата? На прошлой неделе смотрел передачу о братьях кузнецах, которые из металла «выращивают» розы. Работают, между прочим, преподавателями. Они, по моему мнению, счастливые люди, потому что им интересно то, чем занимаются.
- Как вы считаете, могут ли закрыть ваш институт, учитывая грядущее сокращение в системе образования?
- По-моему, это невозможно. Ведь сегодня власть на всех уровнях говорит о необходимости рабочих профессий. В начале 90-х годов в смутное время в стране открыли немало вузов, чтобы хоть чем-то занять молодежь. И пирамида подготовки специалистов оказалась перевернутой с ног на голову.
На рынке труда сегодня свыше 70 процентов составляют вакансии на рабочие профессии. А значит, нужна система профобразования и институт, который будет ее сопровождать. Пока не насытим рынок труда рабочими, наши услуги будут востребованы.
Кроме того, мы ведь не ограничиваемся программой повышения квалификации. На этот год у нас запланировано около десяти постоянно действующих семинаров, где будем обсуждать самые актуальные вопросы. В этом году открыли лабораторию Макаренко. Труд в школе исчез, когда его заменили технологией. Самое главное в наследии Макаренко: научить человека хозяйствовать в совместном коллективе детей и взрослых. Пройдя такую школу, молодой человек сможет сам себе создать рабочее место. И у нас есть все условия для внедрения опыта Макаренко в жизнь. Наши учащиеся - дети не из самых благополучных семей. Они все рукастые, поскольку приходится самим о себе заботиться. Кроме того, у нас есть производственная база, и мастера производственного обучения, которые могут возглавить совместные коллективы.
Еще мы создали лабораторию информатизации. Информатика - единственная дисциплина, в которой ученики опережают преподавателей. Надо их догонять. Сегодня информатизация требуется везде, вплоть до создания собственного сайта. А ведь нужен специальный человек, который бы занимался техническим сопровождением, насыщением сайта.
А еще наши специалисты создали атлас профессий. Это очень важная информация в плане профориентационной работы. В Челябинской области ведется подготовка по 143 специальностям среднего звена. Какую из них выбрать и где ее получить? Благодаря атласу профессий сделать это очень удобно. Можно прочитать не только о каждой специальности, но и об учебном заведении, в котором по ней готовят. В ближайшее время появится ссылка на сайте министерства образования и науки нашей области, по которой можно выйти на атлас профессий.
Так что мы выделили для себя три главных направления: систему информатизации, лабораторию Макаренко и профессиональное воспитание. По этому пути и пойдем.
В этом году по нашей инициативе возобновило деятельность учебно-методическое объединение УрФО. И хочу похвастать, что базовым учреждением его стал наш институт.