Как воспитать вундеркинда и нужно ли. Советы челябинского психолога
Все мамы и папы уверены, что именно их дети самые умные и талантливые, но некоторые родители слишком усердно стараются раскрыть способности своих малышей. Детей отправляют в развивающие клубы чуть ли не со дня, когда было произнесено первое слово, а расписанию некоторых дошкольников и школьников посочувствуют многие взрослые.
Вместе с руководителем городского методического объединения педагогов-психологов образовательных организаций Челябинска, педагогом-психологом МАУ «СОШ №56» Оксаной Ледковой сайт «Медиазавод» разобрался, воспитают ли дополнительные занятия из ребенка вундеркинда, почему перед записью в кружки лучше проконсультироваться с психологом и как создается комфортная среда для развития.
Ранее сайт «Медиазавод» узнал у Оксаны Ледковой, как настроить ребенка на учебу в школе.
Оксана Юрьевна, как Вы относитесь к тому, что гениев пытаются вырастить с пеленок?
Лично мое мнение — главное, чтобы ребенок был счастлив, здоров, социально благополучен и, конечно, образован. Гениальность и какая либо одаренность — это не всегда норма. Это накладывает определенные обязательства и ответственность на ребенка и родителей. И если они готовы жертвовать временем, ресурсами и финансами, то это их выбор. Но я считаю, что намного важнее — гармонично развитый ребенок.
Как ребенок дошкольного возраста воспринимает информацию, которая обязательна для запоминания, например, в виде домашнего задания?
У каждого ребенка свои индивидуальные особенности, свой процесс развития памяти, мышления, внимания. Родители изначально должны это понимать. Дети не роботы, они не могут одинаково хорошо запоминать и одинаково хорошо учиться. У ребенка в дошкольном возрасте вся ведущая деятельность — игровая. Именно через игру дети учатся, развиваются и воспринимают мир. И уже с поступлением в школу ведущей деятельностью становится учебная, игра плавно в нее перетекает.
Есть ли рекомендованный возраст, с которого ребенка точно можно отправлять в кружки и секции?
Рекомендаций очень много по этому поводу, но конкретной, шаблонной рекомендации, например, отправлять в 3-4 года, нет. Всегда надо смотреть на личностный потенциал и ресурс ребенка: насколько рано он начал говорить, проявлять интерес к какой-либо сфере. Все очень индивидуально. Если внимательный родитель видит, что ребенок легко берет определенную информацию, запоминает ее и перерабатывает, значит, его можно попробовать привести в кружок или в секцию и в четыре года. Но некоторые дети и к семи годам не дозревают, ни личностно, ни интеллектуально, ни эмоционально. Процессы развития и образования у всех детей протекают по-разному. Поэтому точного рецепта здесь нет, а дополнительно родители могут консультироваться с разными дошкольными специалистами — психологами, воспитателями, логопедами.
Что делать, если ребенок тяжело воспринимает информацию и не может высидеть время занятия, но родители настаивают на посещении кружка или секции?
Действительно, все детки очень разные, поэтому самым важным аспектом являются не амбиции родителей, а готовность ребенка к какой-либо деятельности. Мы здесь говорим не только об интеллектуальном развитии, но и наличии волевых ресурсов. Если ребенок не может с собой совладать и стабильно и устойчиво заниматься, значит, еще не пришло время, нет психоэмоциональной готовности. В таком случае специалисты рекомендуют «не ломать» ребенка. Не случайно существует актуальное высказывание: «Выше себя не прыгнешь». Поэтому ребенка нужно развивать с точки зрения его готовности, а некоторым родителям — корректировать свои амбиции.
Может ли ребенок в дошкольном возрасте понимать, к чему лежит душа? Или желание рисовать — обычно просто отражение его самой частой домашней активности?
Родители должны внимательно смотреть, к чему склоняется их чадо, к чему проявляет ярко выраженный интерес. Если ребенок любит лепить, рисовать, проявляет художественные и творческие способности, то можно попробовать соответствующий кружок. Эту домашнюю ситуацию успеха и интереса нужно закрепить в группе, так сказать «социализировать». Если ребенку комфортно на занятиях , его хвалят в групповой и индивидуальной работе, то ребенок с такой мотивацией будет очень успешен. Если ребенок увлекается книгами, то нужно подобрать ему развивающий центр для подготовки к школе. Если интересуется музыкальными инструментами, музыкой — вперед в музыкальную школу. Стремления и увлечения своего ребенка внимательный родитель увидит всегда. Главное найти подходящую секцию, кружок и внимательного педагога.
Если ребенок отказывается ходить в секцию, это действительно значит, что ему не нравится сфера деятельности? Или чаще виной плохие отношения с педагогом или другими детьми?
Причины нежелания ходить в какой-либо кружок или секцию могут быть разными. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют с другими, но большую роль играет педагог. Взрослый ведет и развивает детей, но бывает, что он не подходит ребеночку по стилю взаимодействия и характеру. Так что, если ребенку не нравится занятие, нужно в первую очередь изучить все возможные причины и постараться их разрешить.
Если ребенок не ходит в детский сад, сколько часов в его дне может быть отдано разным занятиям?
Расписание полностью зависит от ребенка, его готовности в течение дня посещать разные кружки. В детском саду ведь не целый день развивающие занятия, предусмотрены и обеды, полдники, и сончас, и прогулки, где познается мир. Кроме того, в детском саду идет активное социальное развитие. Если ребенок не посещает детский сад, родителям нужно грамотно распределить время на интеллектуальное, творческое, физическое и социальное развитие, понять, какие занятия интересны ребенку и поощрять его увлечения.
А если ребенок ходит в детсад полный день, потом — дополнительная нагрузка и в выходной еще несколько занятий. Это плохо для малыша, потому что меньше времени на отдых и общение с родителями, или негативного влияния от такой загруженности на ребенка нет?
Родители должны понимать, насколько ребенок готов к такому интенсивному развитию, воспитанию, важно внимательно отслеживать его личностные ресурсы. Кому-то такой режим не покажется сложным, а другой ребенок начнет подавать сигналы: «Родители, мне достаточно детсада и одной секции, дальше мне тяжело». Он может даже не вербализовать это, не проговорить, но его мысли проявятся в психосоматической болезни. Например, перед занятием, которое не нравится, начнет болеть голова или животик. Это психосоматические явления, которые сигнализируют о неверном направлении развития. Такие симптомы нужно отслеживать и быстро вносить коррективы в ситуацию развития ребенка.
Когда ребенок переходит в школу, уровень его загруженности увеличивается. Нужно ли в таком случае расставаться с кружками?
Современная ситуация образования такова, что помимо основных уроков есть обязательный стандарт внеурочных занятий. В первом классе, например, занятия по окружающему миру, изо, хореографии и другие. Этот компонент обязателен, поэтому родителям нужно задуматься, стоит ли еще куда-то ежедневно водить ребенка. Безусловно, если ребенок уже серьезно и достаточно долго занимается спортом или посещает художественную школу, то бросать эти занятия не нужно.
А если ребенку тяжело учиться, успевать по предметам, нужно ли уделять время дополнительным занятиям? Или лучше сосредоточиться на учебе?
В таком случае родители должны поговорить с ребенком и решить, что для них будет приоритетным. Бывает, что ребенок юный хоккеист, с дошкольного детства посещает секцию, у него замечательно все получается, но тренировки каждый день, и учеба запустилась. К сожалению, это нередко бывает. И тут нужно делать выбор: либо семья растит спортсмена, но тогда в школе будут не такие хорошие оценки, как хотелось бы, либо ребенок заканчивает со спортом и стремится учиться на «четверки» и «пятерки». Либо третий вариант — пытаться все успевать! Здесь играют роль и амбиции родителей, и потенциальные возможности самого ребенка.
Получается, решение нужно принимать вместе с ребенком?
Безусловно! В данном случае ребенок оказывается неким «заложником» сложившейся ситуации, поэтому только решения родителей здесь быть не может. Конечно, они несут ответственность за свое чадо, но ребенка нужно спрашивать, разговаривать с ним в этой ситуации. Ведь взрослые могут своим волевым решением запретить заниматься в угоду чему-то другому, например, только учебе и хорошим оценкам.
Бывает, родители наказывают и пугают ребенка за плохие оценки, не разрешая ходить в секцию. Как это влияет на ребенка?
Отношения в семье в такой ситуации становятся напряженными. Это ведь манипуляция мира взрослых: родители, понимая, что в кружке и секции комфортно, забирают у ребенка этот комфорт. Эта манипуляция — тупиковый ход, он не приведет ни к гармоничным отношениям внутри семьи, ни к улучшению ситуации. У ребенка совсем снизится мотивация к обучению. Кроме того, если «ситуации успеха» в школе нет, а в кружке или секции все замечательно и там ребенок реализуется, то почему туда нельзя ходить? Это как раз развитие гармоничной личности, основополагающий фундамент развития ребенка.
С минусами большой загруженности все понятно: ребенок устает, у него может появиться негативное отношение к какой-то сфере. А есть ли у посещения разнонаправленных дополнительных занятий плюсы?
Безусловно, когда ребенок всесторонне развивается, плюсы есть. Но не каждый ребенок «потянет» кружки и школы, это эмоционально и психологически тяжело. Кроме того, такая загруженность накладывает влияние на психику ребенка. Амбиции родителей понятны: они хотят, чтобы ребенок с пеленок развивался способным, талантливым уникумом. Но нельзя забывать, что это иногда оборачивается другой стороной. В определенный момент от такой большой нагрузки уже нервный ребенок с расторможенной психикой продолжает посещать разные кружки и занятия, но будет ли он при этом счастлив? Все хорошо в меру. Если родители видят, что ребенку сложно, то не нужно его «ломать», пусть он развивается в школе, доме, в семье и растет здоровой и крепкой личностью.
И все же, большое количество кружков и секций могут сделать из ребенка гения или дело совсем не в этом?
Во-первых, почему у нас такое большое количество развивающих кружков? Потому что спрос большой, и он рождает предложение. Многие хотят, чтобы их ребенок был умным, способным, талантливым и как можно раньше ребенка отдают развиваться, но здесь надо делать все с оглядкой на возможности и ресурсы своего чада. Во-вторых, мы не должны забывать о таком факторе, как гены. Природа очень мудра, мудрее нас с вами, поэтому потолок развития не преодолеть ни бесконечными тренировками, ни зубрежкой, если нет способностей и таланта. Так что важна и социальная ситуация развития, и гены, наследственность. Именно она играет огромную роль в развитии ребенка, его мышления, памяти, в освоении им информации. Ребенка нужно без «слепого фанатизма» водить в кружки, он все равно будет развиваться, проявит к чему-то интерес. В любом случае родители должны понимать, что самое главное, чтобы ребенок был здоровым и защищенным, и не только физически, но и психологически. Давайте вместе постараемся создавать для наших детей комфортную, безопасную и гармоничную среду для развития, обучения и воспитания.
Фото: dokonline.com, sunmag.me, sunnywoman.ru, blog.bnkomi.ru