Сигареты останутся в прошлом

Сигареты останутся в прошлом

Внимание людей во всем мире все больше концентрируется на проблемах снижения вреда здоровью и повышения качества жизни. Это касается как глобальных экологических вопросов, так и привычек и образа жизни каждого человека. Одна из таких целей – будущее без сигаретного дыма. Возможно ли оно?

Компания «Филип Моррис» уже на протяжении десяти лет инвестирует средства для достижения этой цели.

Вопрос о том, можно ли придерживаться принципов социальной ответственности, даже когда это затрагивает основы бизнеса, мы задаем управляющему по корпоративным отношениям региона компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России Анне Бушляковой.

— Анна, ваша компания постоянно участвует в социально значимых проектах, в том числе и в российских регионах. Было бы интересно узнать о них.

— Да, причем часто региональные инициативы становятся большими международными событиями благодаря синергии, возникающей между разными участниками проекта. К примеру, в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на днях прошла ретроспектива Международного кинофестиваля социального кино и рекламы «ЛАМПА». Это общественная инициатива НКО Перми, которая за шесть лет выросла из регионального проекта до масштабной международной площадки, в которой участвуют звезды российского кино. Мои коллеги вошли в состав российской делегации, поскольку зарекомендовали себя как эксперты в сфере социально ориентированной деятельности. Если говорить о Челябинской области, то здесь мы на протяжении ряда лет содействовали организации событий для профессионального журналистского сообщества. В этом году впервые состоялся зимний медиафорум «Вершина». Он прошел на высоком уровне, став, по сути, межрегиональным мероприятием, поскольку собрал гостей из соседних регионов, к участию были привлечены авторитетные спикеры.

— Какие цели преследует компания в своей социально ориентированной деятельности?

— Вы, уверена, слышали понятие «устойчивое развитие» и знаете о том, какое важное значение ему придается в современном мире. Цели устойчивого развития были приняты странами-членами ООН, с тем чтобы совместными усилиями способствовать защите окружающей среды, повышению качества жизни людей. Говоря проще, это деятельность в интересах не только нынешних поколений, но и будущих. При этом во всем мире в достижении этих целей важная роль отводится именно бизнесу.

— Какими еще способами бизнес это осуществляет на практике?

— Для нашей компании это многокомпонентная системная деятельность. Мы снижаем воздействие на окружающую среду производств, сокращаем потребление воды и электроэнергии, уменьшаем объемы выбросов углерода по всей̆ производственной цепочке.

Если говорить о той сфере, которая напрямую не касается бизнеса, мы поддерживали молодых ученых, а также проекты, связанные с развитием образования, малого и среднего бизнеса. Также программы направлены на улучшение качества жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. ФМИ работает более чем в 100 городах России, и мы стараемся вести свою деятельность таким образом, чтобы жизнь в регионах нашего присутствия менялась к лучшему. Мы успешно реализовали подобные проекты и в Челябинской области.

— Какие?

— Например, в рамках программы «Статус: Онлайн» люди пенсионного возраста обучаются основам компьютерной грамотности, также реализуется программа поддержки матерей в декрете, направленная на получение ими новых возможностей для активной жизни. Мы стояли у истоков создания Национального совета по корпоративному волонтерству — НСКВ. Минувшей осенью в Челябинской области мы также вышли с волонтерской инициативой создания регионального представительства НСКВ: нас поддержали правительство региона и 15 различных компаний, в числе которых Челябинский кузнечно-прессовый завод, «НОВАТЭК-Челябинск», Челябинский завод металлоконструкций и другие. Добровольчество - это большая тема для отдельного разговора.

— Во всем мире идет борьба с табакокурением, причем ВОЗ объявила курение эпидемией. Как это соотносится с основной деятельностью «Филип Моррис» и целями устойчивого развития, о которых вы упомянули?

— Мы считаем, что основной вклад, который компания может сделать в устойчивое развитие, — это как раз снижение влияния курения на общественное здоровье.

Количество курильщиков во многих странах постепенно сокращается, это факт. Тем не менее на сегодняшний день в мире все еще более миллиарда курильщиков, и эта цифра, по прогнозам экспертов, в том числе и экспертам ВОЗ, за 10-20 лет кардинально не изменится.

«Филип Моррис Интернэшнл» выступает за скорейшее наступление будущего без сигаретного дыма. Уже длительное время развитие компании определяют инновационные продукты, представляющие пониженный риск для здоровья потребителя по сравнению с сигаретами. Около десяти лет назад мы начали серьезную исследовательскую работу в этом направлении в двух научно-исследовательских центрах — в Швейцарии и в Сингапуре. Нам удалось создать портфель продуктов c пониженным риском, в основе которых лежит технология доставки никотина, альтернативная горению табака.

— В чем разница по сравнению с сигаретами?

— Большинство заболеваний, связанных с курением, вызвано вредными веществами в сигаретном дыме, который образуется при горении табака. В инновационном продукте горения нет. Результаты исследований показывают, что уровни вредных веществ в табачном паре, образующемся от нагревания табака, снижены в среднем на 90-95 процентов по сравнению с дымом сигареты. На сегодняшний день компанией проведено 18 доклинических и 10 клинических исследований, которые в совокупности подтверждают пониженные риски продукции для здоровья в сравнении с курением сигарет. В целом, в мире проведено более 135 независимых исследований, в большинстве случаев подтверждающих результаты собственных исследований компании.

— То есть бросать курить теперь не обязательно?

— Мы говорим лишь о пониженном риске по сравнению с курением сигарет. Лучшее, что может сделать курильщик для своего здоровья, — отказаться от потребления никотина вообще. Проблема в том, что многие курильщики не хотят или не готовы это сделать, и таких людей много. Альтернативный продукт создан именно для решения этой проблемы.

— Насколько реальны эти цели? Насколько успешно идет движение к бездымному будущему, на ваш взгляд?

— Процесс идет динамично. В мире, по нашим оценкам, уже 14 миллионов пользователей электрической системы нагревания табака IQOS в более чем 50 странах мира. Из них 10 миллионов человек — а это более 70 процентов — перешли на ее использование, полностью отказавшись от сигарет.

— Была информация, что к новой табачной продукции планируется применять те же жесткие запреты, что и к сигаретам.

— Действительно, в Госдуме рассматривается законопроект, который определит правила оборота и потребления инновационной никотинсодержащей продукции, он рассмотрен депутатами в первом чтении.

В ходе дальнейшего рассмотрения законопроекта было бы важно учесть несколько моментов. Необходимо уточнить определения, чтобы не пришлось исправлять ошибки. Понятийный аппарат в законе должен соответствовать определениям, которые уже содержатся в ГОСТах, в Налоговом, Административном кодексах, прочих документах. Большая работа в течение нескольких лет проводится на площадке Евразийской Экономической комиссии, где после проведенных научных исследований и межстрановых консультаций было принято решение внести никотинсодержащую продукцию в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного Союза. Это не только необходимый шаг к установлению требований безопасности и качеству к этой продукции, но и зафиксированное на самом высоком законодательном уровне понимание кардинального отличия альтернативных средств доставки никотина от сигарет. Важно не допустить в законе некорректных определений, не учитывающих это различие, а также настоящее и будущее развитие технологий.

— Говорят, что история со «снюсами» возникла именно по причине пробела в законодательстве.

— Чтобы не возникало подобного рода историй, было бы полезно оценить текущую ситуацию и понять, что новые продукты появляются постоянно. Закон должен полностью ограничить доступ несовершеннолетних к любому виду никотинсодержащей продукции, а совершеннолетнего потребителя защитить от некачественной и нелегальной продукции. Это серьезный вопрос.

Еще один ключевой момент — право курильщиков на информацию. Чтобы снизить вред здоровью, наносимый сигаретами, они должны иметь возможность узнать, что существует альтернатива.

— Каким образом это можно сделать?

— Мы считаем, что было бы правильно разрешить такое информирование, например в местах продаж. Для многих курильщиков это без преувеличения жизненно важная информация. Достоверные научно подтвержденные данные о свойствах альтернативных курению инновационных продуктов востребованы данной категорией людей, их близкими.

— Считается, что когда бизнес говорит о законодательстве, он, прежде всего, лоббирует свои коммерческие интересы.

— Мы за конструктивный диалог бизнеса, общества и регулятора в лице государства. Надо учитывать, что передовые современные компании обладают экспертными знаниями в своих отраслях, проводят фундаментальные научные исследования и готовы к независимой оценке. У нас есть заинтересованность и стремление поделиться этими знаниями. Мы нацелены на то, чтобы государство и научное сообщество открыто оценило, чего достигла наша компания на пути к бездымному будущему и какое значение эти результаты имеют для общественного здоровья.

— Мы ведь говорим только о части общества — курильщиках.

— Да, но в России, согласно данным Минздрава, курит практически каждый третий. И каждый сознательный взрослый человек, безусловно, понимает, что курить вредно. Поэтому, когда мы говорим об общественном здоровье и о регулировании оборота и потребления никотинсодержащей продукции, мы говорим о вопросах, которые касаются порядка 35 миллионов россиян и их близких.

— Получается, что результативность борьбы с курением в значительной степени зависит от продуманности регулирования?

— Роль регулятора, конечно, огромна. Должно ли государство создать условия, при которых производитель, используя новые технологии, инновации и научные разработки, предлагает потребителям продукт, который в разы менее вреден, чем сигареты? Как нужно регулировать оборот продуктов со сниженным риском, чтобы обеспечить равные права граждан на охрану здоровья от вредного воздействия табачного дыма?

Речь не об утверждениях общего характера, речь об ответах на очень конкретные и важные для потребителя вопросы:

Каким образом можно получать информацию о вреде табачной продукции и существующих ей альтернативах?

Придется ли тем, кто уже перешел на бездымные технологии доставки никотина, чтобы избавить себя от воздействия вредных веществ из сигаретного дыма, находиться в одних курительных комнатах с курильщиками сигарет?

Надеюсь, что участники законодательного процесса — чиновники, депутаты, сенаторы — глубоко разберутся в этой проблематике, найдут баланс и дадут ответы на эти важные вопросы.

Автор: Дарья Цымбалюк

VK31226318