Дмитрий Моргулес:«Екатеринбург вырвался вперед в плане развития, в отличие от Челябинска»

Дмитрий Моргулес:«Екатеринбург вырвался вперед в плане развития, в отличие от Челябинска»

Известный журналист Дмитрий Моргулес опубликовал пост на своей странице в Фейсбуке, где делится своим мнением о том, насколько динамично развивается Екатеринбург, нежели столица Южного Урала.

Текст, важный для меня. Думаю, что он не для СМИ. Был бы редактором, сам бы не пустил. Но публиковать надо.

Оставить наследие или наследить?

Небольшое предисловие.

Понимаю, что, скорее всего, задену этим текстом уважаемых людей. В том числе тех, с кем знаком лично. Возможно, по их мнению и мнению их окружения, задену совершенно незаслуженно. Что же, может быть. Заранее прошу прощения. Но пишу то, что думаю, так, как думаю. Пусть и не совсем политкорректно. Потому что тема, которую я бы хотел поднять и обсудить — важная. Очень важная.

У нас часто принято сетовать на то, как в последние лет десять-пятнадцать Екатеринбург вырвался вперед в плане развития, в отличие от Челябинска. Я и сам сетую. Особенно после очередной поездки к соседям.Убежден, что одна из основных причин этого — уровень элиты, уровень амбиций элиты, желание вкладываться в то место, где живешь, желание остаться в истории и в людской памяти, желание что-то оставить после себя. Недавно я наткнулся на интервью порталу E1.ru главы Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Андрея Козицына.

Козицын — магнат, по своим возможностям, финансовым и прочим, сравнимый с Виктором Рашниковым и Александром Аристовым в Челябинской области. И влиянием этим и возможностями активно пользующийся. В результате чего многие его объекты стали символами Екатеринбурга. Того Екатеринбурга, который со свистом улетает вперёд от Челябинска.С тем, что делает и планирует делать Козицын, можно спорить, возражать, возмущаться. Послушать некоторых наших екатеринбургских коллег-журналистов и общественников — у соседей Козицыным разве что детей по ночам не пугают. И то — не уверен.

Но — да вы просто сравните, что и как он УЖЕ сделал в Екатеринбурге и в Верхней Пышме. Башня «Исеть», отель «Хайат» (и второй на подходе), храмы в самом центре города, клиника, входящая в топ-20 крупнейших частных медучреждений в России, крупнейшие музеи военной техники и автомобилей в Пышме, в проекте — новая 15-тысячная хоккейная арена на месте снесённой телебашни, содержание баскетбольного клуба (много лет сильнейшего в Европе) и хоккейного «Автомобилиста» (который с приходом УГМК вышел в лидеры КХЛ, и под который и строят новую арену). И так далее, и так далее.

И если бы речь шла об одном условном Козицыне.

Просто посмотрите на то, что создал в Краснодаре Сергей Галицкий — футбольную арену мирового уровня, шикарный парк рядом с ней, а еще футбольный клуб и огромную школу-интернат. Прекрасно понимая, что никакой прибыли это не принесет НИКОГДА. Галицкий, кстати, по версии Forbes, беднее Рашникова почти в 2,5 раза («всего» 4 миллиарда долларов). И «Магнит» у него, по сути, отжали «государственники».

Или гляньте на еще одного нашего соседа из Свердловской области, Владислава Тетюхина, у которого в свое время так же «добровольно купили» ВМСПО-Ависма. На тот момент почти 80-летний (!) Тетюхин почти все средства от продажи вложил... в строительство больницы в Нижнем Тагиле, где сейчас каждый год тысячам людей меняют суставы. И тоже, как вы понимаете, не слишком ожидая прибыли от этой затеи.

И сравните с уважаемыми челябинскими олигархами. Мужики зажиточные, чего уж там. Виктор Рашников — 14-й в российском cписке Forbes (Козицын — 25-й, Галицкий — и вовсе 28-й). Константин Струков («Южуралзолото») — 59-й. Сергей Студенников («Красное и белое») — 115-й. Андрей Комаров (ЧТПЗ) — 121-й. Вряд ли беднее кого-то кроме Рашникова Александр Аристов с Юрием Антиповым (пусть они в списке Forbes и не числятся, но мы-то знаем).

Но — что они, собственно говоря, действительно сделали для города, что действительно масштабного, знакового для людей построили?

Да, в общем-то, почти ничего. Наверное, со мной можно поспорить. Даже уверен в этом.

челябинцев по нему не погулять каждый день. Если продолжить про ЧТПЗ — покрасить домики на улице Машиностроителей это прекрасно. Но очень локально. Фестиваль «Снежность» - это замечательно. И пусть он будет каждый год и дальше. Но тоже — ЛОКАЛЬНО.

Вина у Александра Аристова — замечательные. Без смайлов и скобок. Одни из лучших в стране. Но — в Краснодарском крае. Свинокомплексы и мясопереработка «Ариант» — уникальные. Но, опять-таки — это производственные объекты.

Как и промплощадки, например, условного «Рависа», где рулит экс-вице-губернатор региона, искренне уважаемый Андрей Николаевич Косилов. Вместе с пометохранилищами, да.

Уникальный (но не единственный подобный на Урале) тепличный комплекс в Чурилово, принадлежащий семье Вайнштейн — тоже производство, пусть и суперсовременное. А вот за компанию «УралБоксПромоушен» Евгению Ефремовичу Вайнштейну большой респект и уважуха: до этого никогда на Южном Урале не готовили боксеров — чемпионов мира среди профессионалов.

Респект и Виктору Рашникову за его хоккейный «Металлург» (как бы я ни болел за «Трактор»). Впрочем, свой небоскреб у Виктора Филипповича не в Челябинске или Магнитогорске, а в Москва-сити. А вот к Михаилу Юревичу можно относиться как угодно (есть за что), но «Родник» и «Алмаз» — крупнейшие моллы на Урале и первые в Челябинске такого уровня и масштаба, а гостиница Radisson — единственный в городе отель, относящейся к крупной мировой сети. И это — для людей.

Даже Борис Видгоф, сравнивать состояние которого, скажем, с аристовским или комаровским просто смешно — но построил же два полунедонебоскреба, один из которых — единственный в городе пятизвездочный отель (как бы не кто не посмеивался над «Видгоф-стайл» в его оформлении).

Или Юрий Карликанов, который построил на Кировке какой-никакой, но «Челябинск-сити». А, скажем, Вячеслав Тарасов оставил нам как памятник о себе и своем мэрстве в Челябинске нынешнюю Кировку. В этом смысле то, что задумал Борис Дубровский — строительство к саммитам ШОС уникального, 170-метрового здания общественно-делового центра сразу на двух берегах Миасса — в плане наследия, знаковости и и амбициозности объекта куда круче и нагляднее, чем все, что до этого было построено в городе за все 282 года его существования. Другое дело, почему этот объект не нашел частных инвесторов, и тут вопросы скорее именно к Дубровскому.

На днях разгорелся большой спор по поводу бюджетных вливаний в «Трактор». Но они таковы в том числе потому что самый крупный спонсорский контракт с командой не превышает нескольких десятков миллионов рублей. Бюджет «Трактора» — менее 1,5 миллиардов рублей в год. Для бизнеса уровня условной группы ЧТПЗ (82-е в списке 500 крупнейших компаний России по версии РБК) — это около 1 (одного) процента от выручки. Для предприятий, связанных с Александром Аристовым и Юрием Антиповым — чуть меньше 2 (двух) процентов выручки (к слову, прибыль ООО УСМК в прошлом году, поданным баз СПАРК и «Контур.Фокус» оставила 9,5 миллиарда рублей). Для сети «Красное&Белое» — около 0,5 (ноль целых пять десятых) процента...

Ок, не лежит душа к «Трактору». В Челябинске полно видов спорта и команд, которые могут стать лидерами как минимум в России. Гандбольное «Динамо» (и когда-то великая школа, воспитавшая двух олимпийских чемпионов), волейбольные «Метар» (давший миру великую Екатерину Гамову и много кого еще) и мужское «Динамо» (борется за то, чтобы войти в Суперлигу), мини-футбол, в котором еще в 90-х годах было два челябинских клуба в Суперлиге, а «Феникс» и вовсе выигрывал Кубок лиги. Кстати, в Челябинске семь детских футбольных школ — больше, чем хоккейных. Да хоть бы и баскетбол — в Челябинске исчезли женская «Славянка» и мужское «Динамо», но пока еще есть школа, воспитанник которой Андрей Зубков — основной игрок сборной России. Бюджет, позволяющий содержать в этих видах спорта команды уровня минимум призеров России — в разы меньше бюджета «Трактора».

Кстати, в Татарстане в свое время попросту «закрепили» за каждым из крупнейших республиканских холдингов по одному виду спорта. Что имеем? Многократный чемпион страны и обладатель кубка Гагарина «Ак Барс», сильнейший в мире волейбольный «Зенит», двукратный чемпион России по футболу «Рубин», баскетбольный «УНИКС», уникальную теннисную академию, множество спортивных арен и так далее. Я понимаю, что в Татарстане все, скажем так, несколько по иному. И воля власти воспринимается как безусловное руководство к действию. Но результат налицо...

Да черт с ним, со спортом. Кто из наших местных олигархов построил с нуля школу, больницу, музей? И не как еще один небольшой локальный бизнес (или игрушка для членов семьи), а как объект, знаковый для всего города, заметный и известный на уровне страны, которым можно гордиться всем челябинцам?

Да хоть бы и храм какой, раз мода такая пошла. Но и тут у челябинских проблемы. Пока Козицын с Алтушкиным строят храм за храмом, в том числе в самом центре Екатеринбурга, и выводят из себя всю местную прогрессивную общественность крайне спорными проектами новых богоугодных заведений (то «храм на воде», то собор вместо сквера рядом с драмтеатром), в столице Южного Урала четыре года не могут достроить вскладчину не ахти какой крупный и дорогой кафедральный соборчик на окраине северо-запада. Первая свая в основание была забита 25 декабря 2014 года. Тьфу, позорище...

Я, конечно, заранее прошу прощения у уважаемых людей, но мне кажется, что по сравнению с теми же Козицыным, Галицким, Тетюхиным (которых я не идеализирую, нет), да много с кем еще, челябинские олигархи... мелковаты и жмотисты. И им уже мало что надо от жизни. Понимаю, что меня можно «закидать какашками».

Да, по большому счету, бизнес никому ничем не обязан. Его главная цель — извлечение прибыли, его обязанности — вовремя и в полном объеме платить налоги и внебюджетные отчисления, и зарплату своим сотрудникам. Остальное — добрая воля.

Да, я, наверное, несправедлив, и просто не знаю, СКОЛЬКО всего хорошего делают эти люди для общества, сколько всего спонсируют, и делают это по-рыцарски, в полной тишине… Наверное. Да, наверное, власти должны создавать условия для вложений в спортивные и социальные объекты, и идти навстречу меценатам. А с этим, видимо, проблемы. Но, повторюсь, вопрос в другом — что наши олигархи оставят городу, благодаря которому они стали теми, кем стали? Что останется от них и после них челябинцам и для челябинцев, кроме чадящих заводов и птицефабрик? Какая добрая память, какое наследие? Ну, не покатушки же на небесного цвета «Ламборгини» (или красном «Феррари», или двухцветном «Роллс-ройсе», какая разница), правда ведь? Я бы очень хотел по-настоящему гордиться своим городом. И своими земляками. Настоящей ЭЛИТОЙ. Которая прославила бы наш город. На весь мир. Как минимум — на всю Россию. Не экологией, загаженной заводами. А хорошими делами. Уникальными объектами. Значимыми достижениями. Пока не очень получается.

Александр Михайлович, Андрей Ильич, Александр Анатольевич, Виталий Павлович, Константин Иванович, Сергей Петрович, Сергей Евгеньевич, Марк Георгиевич, Андрей Николаевич, Олег Алексеевич, Валерий Карлович и многие другие — что скажете? А что — сделаете? Или от вас уже не ждать?

Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением автора

кухни Фрязино

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318