Александр Шестаков: «Инженер работает с тем, что будет»

Александр Шестаков: «Инженер работает с тем, что будет»

В конце сентября в Южно-Уральском государственном университете прошло выездное заседание Совета Российского Союза ректоров. Выбор площадки был не случаен, ведь обсуждались проблемы и перспективы инженерного образования в стране. А ЮУрГУ - один из признанных лидеров в этой сфере. Его ректор Александр Шестаков является председателем Совета ректоров вузов УрФО, а летом был избран вице-президентом Российского союза ректоров.

•Развивать регионы

- Александр Леонидович, что такое Российский Союз ректоров?

- Это объединение ректоров государственных и негосударственных вузов. Сегодня в него входит около 900 ректоров крупнейших государственных и частных университетов. В Челябинске собирался Совет Союза ректоров - председатели Советов ректоров вузов округов и ректоры ведущих технических университетов страны.

- Что обсуждали?

- Обсуждалась тема инженерного образования. Как вы знаете, президент заявил о необходимости повышения качества инженерного образования. В июне об этом говорили на президентском совете. 30 октября в Москве состоится съезд Российского Союза ректоров, там тоже этот вопрос будет рассматриваться.

Сегодня в РСР есть мнение, что мы должны сформулировать доктрину высшего образования на данном этапе развития страны и общества. Инженерное образование - это часть доктрины, но очень существенная.

- Почему такой важный разговор происходил не в столице?

- Основные направления, которые требуют высокого качества инженерного образования, - это «оборонка» и высокотехнологичное производство. И то и другое по большей части находится не в Москве. В.В.Путин на одном из совещаний предложил развивать эти отрасли в регионах.

- Как проходила дискуссия?

- Дискуссия была такая, что участники совещания забыли про обеденный перерыв. Обсуждали, как развивать, что конкретно надо делать, где у нас проблемы в инженерном образовании, и где конкурентные преимущества.

•Наши минусы и плюсы

- Давайте начнем с проблем

- Основные болевые точки образования ясны. Мы мало готовим разработчиков новой техники. Телевизоры, холодильники, автомобили у нас импортные. И средства производства у нас тоже часто зарубежные. Сложная политическая обстановка, санкции, принятые против России, показали, что самые уязвимые отрасли у нас - это станкостроение и фармацевтика. Проблема не в том, что вузы плохие. Страна наша переживала перестройку, потом постперестроечный период, распад СССР. Все эти события не лучшим образом сказались на состоянии производственных предприятий.

- А каковы конкурентные преимущества российского инженерного образования?

- Я вижу таковых два. Первое - мы всегда давали хорошее фундаментальное образование инженерам. Второе - практикоориентированность образования. В отличие от зарубежных университетов, в наших вузах практика была всегда после первого, третьего курсов и перед защитой диплома.

- Для чего инженеру фундаментальное образование, ведь это во многом практическая деятельность?

- Жизнь длинная. Для того чтобы инженер, который вышел из стен университета, мог быстро адаптироваться в стремительно меняющихся условиях современного производства, у него должна быть хорошая фундаментальная база. Если он научится работать только на оборудовании, которое используют предприятия сегодня, технику следующего поколения он может и не понять. А если у него хорошая база, допустим, в области теоретической электротехники, тогда он легко адаптируется к новым условиям.

Если мы хотим дальше готовить разработчиков, нам нужно разделение. Нужна практикоориентированность. То, что теперь называется прикладным бакалавриатом. И нужна академическая составляющая инженерного образования, которая базируется на фундаментальных знаниях теоретических дисциплин.

•Изобретательный человек

- Как подготовить хорошего инженера?

- Во времена Советского Союза у нас было высшее техническое образование на уровне мирового. И называлась квалификация просто - инженер.

Инженер в переводе с французского - изобретательный человек. Большинство людей различных профессий работают с тем, что есть, а инженер - с тем, что будет. Он создает новые устройства, новые системы, технологии. Можно изобрести какую-нибудь гайку с новой резьбой, а можно - летательный аппарат с двигателем, работа которого основана на новом принципе. Это уже глубокие инновации.

Будущие хорошие инженеры обязательно во время получения образования должны заниматься наукой. Помните космический корабль «Буран»? Я, тогдашний аспирант, был ответственным исполнителем работы по созданию наземного комплекса для управления системами этого корабля. Многие не знают, но этот комплекс делался у нас в университете. От идеи, которая была запатентована несколькими патентами, до чертежей и сдачи на заводе в Харькове. «Буран» выполнил задачу - осуществил автоматическую посадку. Американцы в своих «шаттлах» этого добиться не смогли. Если бы у нас не было хорошего технического образования, у нас бы не было таких результатов. К слову, в ЧПИ (так раньше назывался ЮУрГУ) была крупная лаборатория и в Массачусетском технологическом университете была аналогичная. И мы тогда не только не отставали, но кое в чем опережали американцев.

Студент должен участвовать в серьезных разработках. Я в годы учебы в аспирантуре был ответственным исполнителем разработки системы управления морской баллистической ракетой «Тайфун». Мне было 22. Я эту работу сдавал академику Макееву. И студенты у нас работали! Дипломные работы делались. Если профессорско-преподавательский состав находится на таком научном уровне, то этот уровень проецируется и на работу со студентами и аспирантами.

Это первая принципиальная моя позиция. Вторая - для того, чтобы мы имели серьезные инженерные результаты, соответственно, и хороших специалистов, мы должны инженерию скрещивать с фундаментальной наукой. Что я пытаюсь делать в ЮУрГУ.

•Супертрамвай и супердизель

- Какие перспективы у вашего университета в связи с новой инженерной политикой.

- Сегодня ЮУрГУ - один из лучших инженерных вузов страны. Я хочу это подчеркнуть. Если бы он не был таким, В.А Садовничий, ректор МГУ и президент Российского Союза ректоров, не выбрал бы его местом проведения заседания РСР по вопросу «Развитие инженерного образования в РФ». Сегодня по программе развития в рамках национального исследовательского университета ЮУрГУ сделал большой шаг вперед. Мы целенаправленно создавали научно-образовательные центры.За пять лет инвестировали порядка 1,8 миллиарда рублей, в основном, в развитие научных центров и лабораторий. Это федеральные деньги. Центр суперкомпьютерный, центр нанотехнологий, центр машиностроения, центр прикладной механики, центр композитных материалов, центр геоинформационных технологий. Эти и другие центры сегодня позволяют вести работы по созданию новой техники на самом высоком уровне. Тем самым, кстати, привлекая сюда студентов и аспирантов.

Существует постановление правительства Российской Федерации № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

По нему выделяются существенные - от 100 до 300 млн рублей - субсидии на лучшие проекты по созданию новой техники. ЮУрГУ - один из лидеров среди российских университетов по количеству выигранных проектов по этому Постановлению.

- А что это за проекты?

- Например, наш трамвайный проект. Мы создали лабораторию, которая способна разрабатывать трамваи нового поколения. Там целый букет инноваций. Это легкий корпус из композитных материалов. Это рекуперация энергии - когда катится с горки, трамвай запасает энергию. Это более эффективная система управления. Мы создали коллектив в сто человек. И спустя несколько лет придумали суперсовременный трамвай, от чертежей до опытного образца. Увы, Усть-Катавский вагоностроительный завод отказался от нашей разработки.

Но к нам пришел Екатеринбург – предприятие «Уралтрансмаш». Мы уже представляли этот проект на выставке «Иннопром», вместе сейчас заканчиваем работу над трамваем XXI века.

- И когда мы увидим сам трамвай?

- Через два года. Думаю, он будет лучшим в России и на уровне передовых западных образцов. И естественно дешевле.

- А какие результаты есть в «оборонке»?

- Мы стали инициаторами создания инжинирингового центра по дизелестроению. Вместе с бывшим генеральным директором ООО «ЧТЗ-Уралтрак» В.М. Платоновым эту идею продвигаем. Тема для нашего региона не случайная. Двигатели для всех советских танков делались в Челябинске.

Такой инжиниринговый центр должен работать вместе с мировым лидером в сфере проектировки дизельных двигателей австрийской фирмой AVL.

Идею нашу подхватил МГТУ им.Баумана, предложив создать национальный инжиниринговый центр по дизельному двигателестроению. Мы провели два совещание - одно в Минпроме, второе в МГТУ, где собрались основные наши двигателестроители. Мы доказали свою состоятельность.

Более того, ЮУрГУ, понимая перспективность и важность этого дела, вложил деньги, создав базу для испытания этих двигателей на ЧТЗ. На сегодня это единственный комплекс, который может испытывать двигатели для новых танков. В стране подобных больше нет! Это сделал университет на свой страх и риск, увидев перспективу. Если мы не создадим инжиниринговый центр сейчас, это направление, которое было изначально исключительно нашим, может из Челябинска уйти. Идейным вдохновителем этого проекта, основой, без которой невозможно движение, является ЮУрГУ.

•С руками и ногами оторвут

- Инженер кроме профессиональных компетенций еще и человек, личность. Что может сегодня предложить ЮУрГУ талантливым ребятам?

- Если молодой человек заканчивает наш университет без троек, если участвует в инженерных проектах (а у нас ведь студенты даже получают патенты), если повышает квалификацию, принимая участие в олимпиадах и конкурсах, то у него не будет проблем с трудоустройством. Такого специалиста, что называется, отрывают с руками и ногами. Молодому человеку, чтобы дальше успешно строить карьеру, необходимо получить хорошее образование в университете. Наш опыт это подтверждает. Такие выпускники очень хорошо потом продвигаются и не только на предприятиях Южного Урала. В июне выпускники моей кафедры решили отметить 10-лети окончания вуза, пригласили меня. Они все успешны в профессии. В большинстве случаев - по своей специальности. Кто-то основал собственные фирмы, кто-то работает в крупных структурах, занимая достойные позиции. Эти люди самодостаточны.

- Кстати, вы до сих пор заведуете кафедрой «Информационно-измерительная техника» на приборостроительном факультете. Глобальные задачи, которые приходится решать ректору ЮУрГУ, не мешают научной работе?

- Они мешают мне общаться со студентами. Я не читаю лекции, но каждую субботу у меня за этим столом собираются до десятка моих аспирантов и докторантов. Я работаю с тремя научными коллективами по моему научному направлению и на стыке наук. К примеру, мы считаем, что очень важно развитие инженерной математики.

•Не стать страной-донором

- Каких решений ждать от съезда Российского Союза ректоров?

- В.А. Садовничий планирует выступить с новой образовательной доктриной, сегодня назрела такая потребность. Санкции, которые нам навязали, означают, в том числе, и закрытие научно-образовательного пространства.

- То есть события на Украине и вокруг нее стали импульсом для новой образовательной доктрины?

- Война на Украине - это ведь не война между ополченцами и украинским правительством. Это война между Америкой и Россией за наши ресурсы. Исходя из этого, какую политику мы должны проводить в области науки и образования? Как минимум, необходимо добиваться чтобы люди и знания оставались в стране. Есть и еще проблема - наша экономика не сильно восприимчива к инновациям. Промышленникам легче закупить западную технологию. Но если так будет продолжаться дальше, это приведет не просто к технологическому отставанию нашей страны, Россия рискует стать сырьевым и интеллектуальным донором для некоторых богатых стран.

Mebel-drezna.ru кухни на заказ Дрезна недорого

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318