Южноуральцы довольны работой девяти из 33 глав

Южноуральцы довольны работой девяти из 33 глав

Предстоящие муниципальные выборы имеют свои особенности, от которых зависит их исход.

В Челябинской области в октябре 2009 года и в марте 2010 года состоятся муниципальные выборы, которые имеют некоторые качественные особенности. В марте выборы будут масштабные. В общей сложности речь идет о распределении 3521 мандата, в том числе 225 глав муниципальных образований. Надо учитывать и то, что выборы пройдут на фоне социального и экономического давления мирового кризиса. Мы провели исследования по поводу степени влияния этого фактора на уровень доверия муниципальной власти.

Согласно данным этих исследований, которые проводились в городе Челябинске, на вопрос: «Ощутили ли вы (ваша семья) ухудшение материального положения за последние четыре месяца из-за кризиса?», горожане ответили: да - 71,4 процента, нет - 23,5 процента.

Затруднились ответить - 5,1 процент. Примерно две третьих из тех, кто отметил позицию об ухудшении материального положения, переносят ответственность с себя на представителей муниципальной власти.

По состоянию на начало апреля 2009 года, по данным наших исследований, оценка населением по области удовлетворенности деятельностью главы города или района разделила все муниципальные образования на три группы: те, работу которых избиратели расценивают как выше среднего, средне и ниже среднего.

Исходя из этих оценок, можно прогнозировать следующие результаты выборов глав тех муниципальных районов и городских округов, где выборы пройдут в октябре 2009 года и в марте 2010 года. По области выше среднего оценки удовлетворенности имеют девять глав из 33. Это 27 процентов тех, кто с большой долей вероятности может быть переизбран. Среднюю оценку имеют 10 глав (это 30 процентов тех, кого ждет переменчивая судьба). Они могут как победить на выборах, так и проиграть. Наконец, ниже среднего оценку удовлетворенности имеют 14 глав, это 43 процента. Данная группа глав - весьма вероятные кандидаты на замену.

Еще драматичнее выглядит судьба представительных органов муниципальной власти. Они имеют более низкие оценки (на 9,4 процента меньше) удовлетворенности. Выше среднего оценку удовлетворенности имеют девять из 41 переизбирающихся (это составляет 22 процента). Депутаты в этой группе имеют неплохие шансы на переизбрание. Среднюю оценку удовлетворенности деятельностью имеют 20 представительных органов власти (49 процента). Это самая большая группа, которая имеет шансы на переизбрание, но их нельзя назвать большими и надежными. Наконец, оценку ниже среднего имеют 12 переизбираемых советов (29 процентов). В этой группе народные избранники - очевидные аутсайдеры избирательного марафона.

Хотелось бы обратить внимание на социально-экономический статус тех территорий, где в большей степени локализуются негативные настроения избирателей. Анализ исследований показывает, что сложнее всего ситуация в 10 так называемых малых городах. Все они по существу имеют одно-два крупных предприятия, и в их среде наиболее активно распространяется вирус «синдрома Пикалево».

Третья особенность предстоящих выборов - это повышение политического веса и ресурсной оснащенности представительных органов муниципальной власти. После принятия поправок в 131 ФЗ Советы депутатов получили право отрешать от должности глав муниципальных образований, а главы оказались (несмотря на то, что они всенародно избраны) более зависимы от Советов и не имеют аналогичного права роспуска Советов.

Этот очевидный перекос в системе сдержек и противовесов приведет к двум следствиям. Во-первых, более дальновидные кандидаты на пост главы будут решать вопрос о формировании в ходе выборов депутатской группы контролируемого ими большинства. Во-вторых, возрастет цена депутатского мандата, а еще более возрастет цена кресла председателя (руководителя) представительного органа муниципальной власти.

Сергей ЗЫРЯНОВ,

политолог

VK31226318