Реорганизация УВДТ может ухудшить ситуацию

Реорганизация УВДТ может ухудшить ситуацию

18 февраля исполнился 91 год со дня образования органов внутренних дел на транспорте. Поздравления с праздником принимало и Южно-Уральское УВДТ. Кроме того, на прошлой неделе стало известно, что УВДТ ожидает серьезная реорганизация: из 20 существующих в России подразделений транспортной милиции останется лишь восемь (по числу федеральных округов).

О специфике работы транспортных милиционеров нашему корреспонденту рассказал первый заместитель начальника ЮУ УВДТ, начальник криминальной милиции Владимир Курбатов.

Постоянно в движении

- В связи с нашим профессиональным праздником хотел бы вспомнить ветеранов управления, участников войны, поблагодарить их за верность избранной профессии и служебному долгу: это Василий Лифанов, Федор Орлов, Александр Раубишко, Георгий Усачев и многие другие, - начал беседу Владимир Алексеевич.

- От праздничных поздравлений перейдем к будням. Каково основное поле деятельности транспортной милиции?

- Мы работаем на объектах железнодорожного, воздушного транспорта, которые расположены на территории Челябинской, Курганской и Оренбургской областей. То есть это железнодорожное полото, поезда, аэровокзалы и воздушные суда.

- В чем особенность транспортной милиции?

- Это круглосуточной режим работы и постоянное движение. Наши сотрудники все время в динамике. В этом главная сложность. К примеру, случилось происшествие, поезд ушел, уехали свидетели, наши сотрудники начинают ездить по командировками, искать их. Также и с самолетами. У всех прилетающих воздушных судов надо проверить грузы, поэтому действовать приходится очень быстро и оперативно.

- Вашим сотрудникам приходится контролировать большие территории. Какие из них наиболее проблемные?

- К таким могу отнести, например, участок железной дороги Челябинск-Каменск-Уральский. Там чуть ли не ежедневно происходят хищения грузов, постоянно кого-то приходится ловить. Инциденты происходят вплоть до применения оружия.

Положительная статистика

- К обычной милиции народ относится, мягко говоря, без особого пиетета. У транспортной проблемы схожие?

- Здесь многое зависит от вас, журналистов. Вы создаете общественное мнение и именно через СМИ идет большое количество негатива про милицию.

- Здесь могу с вами поспорить. Вот последняя история: сотрудник милиции в пьяном виде на своем джипе сбил в Челябинске пешеходов. Ее могли и замять, но не сумели, в том числе благодаря журналистам…

- Могу отослать вас к интервью в «Российской газете» с начальником департамента собственной безопасности МВД России Юрием Драгунцовым. Он привел статистику, согласно которой у милиции из всех ведомств и министерств, находящихся на территории РФ, меньше всего процент различных преступлений. Вопрос в том, как это преподносится, а преподносится все однозначно. По поводу истории с джипом я согласен: если человек сел в нетрезвом состоянии за руль и допустил такую аварию, то, конечно, его нужно жестко наказывать. Защищать своих сотрудников за подобные преступления я бы не стал однозначно, но еще раз говорю: к милиции отношение такое, что если провинился сотрудник милиции, то об этом раструбят все. А ведь даже более тяжкие преступления чиновников не вызывают такого резонанса.

- Но к транспортной милиции отношение вроде бы получше?

- Опять же смотря где. Я в свое время работал начальником милиции в Шадринске. Был там случай. Приехал к нам в командировку сотрудник, при этом даже не поставил меня об этом в известность. Пошел гулять по городу, употребил спиртные напитки, в результате возникла конфликтная ситуация и он убил двух человек. И пошло-поехало. На каждом углу трубили: вот транспортная милиция приезжает и людей стреляет. Мне, как начальнику, года два стыдно было выходить на улицу. Кто прав, кто виноват было не важно, все представили именно так: милиционеры приезжают, чтобы убивать людей. И везде уделяется внимание именно таким фактам. Но ведь обыденная жизнь сотрудников милиции - это раскрытие преступлений. На сегодня одно убийство совершено, оно раскрыто. Раскрыты все грабежи, не допущено ни одного разбойного нападения.

- С чем связана такая положительная статистика?

- Подготовка нашего личного состава высокая. Специфика работы сотрудника транспортной милиции в том, что мы должны вовремя приехать на место происшествия и обеспечить охрану, организовать розыск похищенного и преступника. Это труднее сделать, если все произошло на перегоне или в поезде. Или у нас, к примеру, есть подразделение, которое выявляет кражи грузов, как правило, это латентные преступления. Сейчас 47 таких преступлений поставлено на учет, не раскрыто только шесть.

Голова на полу

- С какими интересными или сложными делами вам приходилось сталкиваться?

- Есть такая шутка. Когда студент не знает предмет? Когда он его либо не изучал, либо уже сдал экзамен. (Смеется). Так и у нас, преступление раскрыли - все, о нем забыли.

Был, правда, пример, который мне навсегда врезался в память, но это, скорее, из области черного юмора. В плацкартном поезде Ташкет-Свердловск утром народ просыпается, выходит в нерабочий тамбур, где находится туалет, а там в луже крови плавает голова. Начинаем работать, выясняется что убитый - глухонемой из Ташкента и подозреваемые, тоже глухонемые, оттуда же. Двое суток мы с ними работали, причем привлекли сурдопереводчиков, которые могли бы общаться с глухонемыми, причем именно с ташкентскими! Там тоже своя специфика, свой диалект. Так вот, прихожу я в обед домой и жестами показываю жене: дай мне поесть, а потом я дальше пойду на работу. (Смеется). То есть за два дня вся эта ситуация так на меня повлияла, что пришел домой и стал разговаривать жестами глухонемых. Вообще, конечно, было много интересных фактов и преступлений, но для нас это текущая работа - раскрыли и забыли.

- В последнее время значительно сократилось число хищений цветных металлов. С чем это связываете?

- По просьбе транспортной милиции были заменены все медьсодержащие детали на так называемые биметаллические, которые нет никакого смысла воровать. А где не было возможности заменить эти медьсодержащие детали, там их укрепили, поставили запорные устройства и обработали специальными веществами. Кроме того, поработали с пунктами скупки цветных металлов и строго предупредили их: если будут принимать такие предметы, то ответят как за скупку краденого. Они не рискуют. Благодаря этой работе результаты действительно неплохие. С начала года зафиксировано лишь четыре таких преступления.

Драка на Кировке

- Если бы сейчас у вас был выбор, какую профессию выбрать, пошли бы снова на службу в милицию?

- Я в 17 лет надел погоны, поступил в Омскую высшую школу милиции. Никуда в другое место я бы не пошел. Хорошо знаю работу транспортной милиции. Конечно, если бы работал где-то еще, у меня была бы возможность сравнить, где хуже, где лучше. А так сравнивать не с чем. Начинал инспектором уголовного розыска, потом стал начальником отдела. Мне нравится моя работа.

- Приходилось ли сталкиваться с преступлениями, будучи не при исполнении?

- Преступление преступлению рознь. Как-то ехал в автобусе, вижу парень с девушкой стоят на задней площадке, ругаются. Потом он начинает ее бить. Я, естественно, вступился. Так она сказала мне: «Чего лезешь, мы сами разберемся». Были и другие случаи. Иду по улице, а там драка - семь на одного. Вмешиваюсь, звоню, всех задержали. Грабежи, разбои надо пресекать, независимо от того, в форме ты или не в форме. Уже действуешь в автоматическом режиме. Раньше, кстати, меня очень раздражало то, что матерятся в автобусе, замечания всем делал. Сейчас стал спокойнее, ведь это, наверное, уже особенность русского языка. (Улыбается).

- Много ли сейчас лжетеррористов?

- Это было большой проблемой в начале 2000-х годов, когда по России прокатилась серия реальных терактов. Минировали школы, вокзалы. Но мы на месте не стоим. Разработан алгоритм действий, ловим, задерживаем. Но говорить о конкретных мероприятиях не хотелось бы, чтобы не раскрывать карты перед преступниками. Могу сказать, что количество заведомо ложных сообщений об актах терроризма постоянно снижается. В 2007 году их было 13, в позапрошлом - семь, в прошлом - три. И все они раскрыты.

- Есть ли коррупция среди сотрудников УВДТ?

- Мы самостоятельно выявляем эти факты, избавляемся от таких сотрудников, материалы направляем в прокуратуру. Но личным составом правоохранительных органов совершается не такой уж большой объем преступлений.

- В электричках стало спокойнее?

- Каждый день на пригородных маршрутах ездят граждане, которые добираются к месту работы и обратно. И если утром они едут более или менее трезвые, то вечером некоторые употребляют спиртные напитки, курят в тамбуре, в карты играют и другим людям мешают. Проблемы есть. Именно поэтому мы стараемся обеспечить сопровождение нарядами милиции всех электричек.

- Вокзал - людное место. Карманники здесь большая проблема?

- В целях профилактики на всех вокзалах ЮУЖД установлены камеры видеонаблюдения, поэтому практически все кражи сейчас раскрываются. Информация на видео поступает к нам в дежурную часть и хранится там очень долго.

Кадровый голод

- Министр внутренних дел Рашид Нургалиев говорил, что сотрудников милиции теперь жестче будут проверять на профессиональную пригодность. Как к этому относитесь?

- При трудоустройстве будущие сотрудники проходят тесты на профпригодность, в том числе общаются с психологом. Если на первоначальном этапе все нормально, берем того, кто приходит. Чтобы выбирать лучших, нужны изменения: социальная защита, гарантии и тому подобное. А на начальном этапе даже психолог не сможет четко определить далеко идущие намерения человека, поступающего на службу в милицию.

- В транспортной милиции кадровый голод ощущается?

- Да, сотрудников не хватает. В том числе в ведущих службах - оперативной, следственной, патрульно-постовой.

- Начальник ГИБДД области Сергей Курышев сообщил, что им пресловутый экономический кризис в какой-то степени даже помог. Много народу лишилось работы, появилась возможность выбирать…

- Нет, мы стараемся набирать молодых людей после армии, а не проработавших 10-15 лет где-то на предприятии. Просто молодежь легче обучается. А люди с «гражданки» уже начинают предъявлять какие-то свои требования. Главное, чтобы человек хотел у нас работать. А если он пришел в милицию от того, что ему некуда больше пойти, нам такие сотрудники не нужны.

- Армия - обязательное условие?

- Вот я, например, не служил в армии. Четыре года, проведенные в школе милиции, мне помогли. Поэтому сложно ответить на этот вопрос. Конечно, она желательна.

- Сейчас ходит много разговоров о том, что транспортную милицию могут сократить. Как вы считаете, нужно ли это ведомство или функции сотрудников УВДТ смогут выполнять и обычные милиционеры?

- Помните у Гашека в «Похождениях бравого солдата Швейка»: «Пока существуют вокзалы, на них крали и будут красть». Безусловно, транспортная милиция нужна. Южно-Уральская железная дорога расположена так, что местами заходит на территории соседних республик и областей. Например, на участке от Челябинска до Златоуста часть железной дороги проходит по территории Башкирии. Сотрудникам, подчиняющимся ГУВД области, раскрывать преступления, произошедшие на территории другого субъекта Федерации, будет проблематично. Подобная попытка реорганизации уже была предпринята в 50-х годах прошлого столетия, когда на пару лет функции транспортной милиции передали МГБ. Сразу произошел резкий всплеск преступлений. Грузовые поезда приходили разграбленными. Сейчас может стать еще хуже. Мы обслуживаем несколько областей и в случае совершения преступления в поезде поднимается личный состав всех подразделений, через которые этот состав проходил.

- Как предпочитаете проводить свободное время?

- У меня нет свободного времени. (Улыбается).

- Но, например, Олимпиаду смотрите?

- Смотрю. Только наши не радуют. Опять в последнюю неделю будут в авральном режиме медали собирать. Возвращаясь к свободному времени, скажу, что домой прихожу в восемь часов. Опять же, частые командировки.

- А хобби у вас есть?

- Уже много лет собираю виниловые пластинки. Коллекция внушительная, и чего там только нет. (Улыбается).

Ozery-mebel.ru мебель в Озёрах

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

прокладка труб в ванной в Санкт-Петербурге
VK31226318