Моя весна

Весна началась - когда? В конце декабря.
Вы смотрите недоверчиво.
Тогда - уточню: весна 2011 года, лучам которой мы подставляем свои бледные лица, началась 21 декабря 2010 года, в 22 часа 47 минут местного времени.
Теперь спросите, не без усмешки: и где же случилось это глобальное событие? И я с удовольствием поправлю вас: событие это не глобальное, а космическое. А случилось оно… О, далеко. Очень далеко. Так далеко, что никому и не вообразить.
Где-то в космическом мраке - не знаю, в какую сторону и показать рукой, - где 21 декабря 2010 года в 22 часа 47 минут невидимая орбита Солнца (эклиптики) пересеклась с невидимой линией небесной сферы, там, очень далеко от Челябинска, от России и от земного шара - началась весна, которой, солнечной, ослепительной, мы подставляем свои бледные лица. Эта точка - точка зимнего солнцестояния.
Вы переспросите, не без иронии: зимнего? И я охотно соглашусь: зимнего. Но именно там и тогда началась весна.
Строго говоря, земной год имеет только два времени - зима и лето. А весна и осень - всего лишь демисезоны. Если речь о весне, то с нее начинается лето. В конце декабря солнце пересекает небесный экватор и переходит из южного полушария - в северное, в наше полушарие. С каждым оборотом оно будет подниматься все выше над горизонтом, удлиняя день, - до 20 марта, до 22 часов 32 минуты в этот день, в день весеннего равноденствия. В этот день солнце взошло точно на востоке, а зашло точно на западе, а сутки были поделены на две равные половины. А над экватором в этот день солнце стояло в зените и по касательной освещало оба полюса сразу. Представили?
Но день будет удлиняться и дальше - до 21 июня, когда закончится космическое лето и начнется космическая зима. Вы опять усомнитесь: в июне начнется зима? И я любезно растолкую свою мысль: да, на земле - летняя благодать, а космос уже взял курс на зиму. Такой парадокс.
Знаете, какая весна - моя? Не майская и даже не апрельская, а самая ранняя. Не состоявшаяся уже, а только возникающая. А возникнуть она может только в зиме. Только в ней.
Вы, может быть, поинтересуетесь, зачем мне такая весна? Вы заинтересовались? Что ж, я с радостью изложу свою логику. Мне гораздо легче переносить долгую зиму, ее темень и стужу, когда я знаю, что уже в конце декабря солнце взяло курс на лето и неумолимо влечет меня к летней теплыни и цветенью. И наоборот: на сердце сразу ложится тяжесть, когда я догадаюсь, что уже в конце июня - я еще не успел насладиться летом, а солнце уже взяло курс на долгую, метельную, студеную зиму. Идти к свету и цвету или, наоборот, во тьму и серость - разницу чувствуете?
Моя весна не земная, а небесная. Впрочем, весь кайф в том, чтобы уловить, как земля принимает сигналы с неба.
Представьте: под сугробами и даже под землей в корнях берез вдруг сдвинутся с точки застывания тонкие химические реакции, и сладковатые сиропы потянутся вверх по стволу - к почкам...
Представьте: под снегом проснулся чешуйчатый цветонос мать-и-мачехи, задышал, и от его дыхания подтаял вокруг него снег. Получилась теплая снежная пещерка…
Представьте: под снегом, в норах что-то побеспокоило спящих сурков, будто их разбудили какие-то «будильники»…
Представьте: под снегом и подо льдом «почему-то» вялые рыбы инстинктивно начали отсчет времени до того желанного дня, когда рухнет панцирь льда и свежий кислород хлынет в душную воду…
Представьте: где-нибудь на юге Каспия скворцы восприняли с небес импульс неясного беспокойства и тихой тоски…
А мы? И мы ничем не отличаемся от цветущего одуванчика, который восторженно смотрит на солнце. Если жизнь полосатая, а она - полосатая, то весна - ее светлая полоса. Все наши надежды обращены к весне.
Александр Яшин:
Весна возникает не сразу, не вдруг,
Как звук, нарастая издалека -
Из недр снеговых,
Из неясных мук,
Весна начинается с влажных вьюг,
С прибавки неслыханной молока,
С тоскливого ржания рысаков,
С надрывного крика вороньих стай,
Еще не выходит из берегов,
Но рвется,
Но бьет волной через край.
И сколько к смиренью себя ни зови,
Как воздержаньем сердца ни мучь -
Весна поднимает пену в крови,
Теплом пробивается из-за туч.
Все ухищренья ума не впрок,
Опять не до выдержки,
Не до сна,
Оттаяло сердце,
Пришел мой срок.
- Сдавайся, сдавайся! - кричит весна.
Сдаюсь! -
Мне еще не тысяча лет.
Сдаюсь! -
Восхищенно руки тяну.
Туда, где цветенье,
Туда, где свет,
К весне моей, к счастью.
Хочу весну!
