Искусство возможного

В прошлый четверг в такси проезжал через центр Челябинска. Двухсотметровый участок улицы Труда между Цвиллинга и Кирова преодолевали минут пятнадцать.

Дело в том, что в конце этого отрезка пути, возле здания филармонии, стоял большой грузовик, занимая значительную часть дороги. Соответственно тем, кто двигался в крайне правом ряду, приходилось перестраиваться в левый, и без того плотно забитый машинами. Как оказалось потом, это было не самое сложное. Предстояло еще повернуть на Кирова, где по ширине стороны магистрали, ведущей в направлении Теплотехнического института, разместилась тяжелая техника. Объехать ее можно было лишь по трамвайному пути, выезд на который также затрудняло обилие машин.

Ситуация выглядела бы вполне нормальной для сезона дорожных работ, не будь дождя, добросовестно сыпавшего уже полтора часа. В дождь, как известно, дороги не ремонтируют, что и доказывали простаивающие на проезжей части асфальтоукладчики.

Возникает вопрос: если моросить будет еще часа три (чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на небо), а дорога сохнуть еще дольше, почему нельзя сразу, убрав технику, открыть хотя и подпорченный незавершенным ремонтом, но вполне проезжий участок?

Таксист предположил, что переброска техники влечет лишние расходы. Мол, экономят дорожники бюджетные деньги. Согласен: транспортировать в пределах города асфальтоукладчики - удовольствие, наверное, не дешевое. Однако разве нельзя поставить их здесь же, но в один ряд, дабы освободить хотя бы одну полосу движения? А от грузовика на период осадков можно вообще дешево избавиться.

Пример из «дорожной революции» привожу лишь потому, что он свежий. На самом деле, пренебрежение элементарными поступками, способными облегчить нашу жизнь, характерно для многих сфер. Если не сказать для всех. Спрашивается, почему?

Расхожий стереотип: нам друг на друга плевать. Дорожникам на автомобилистов, медикам на пациентов, чиновникам на граждан, гражданам на всех и вся. Даже если это верно, неизбежен вопрос: откуда взялось такое равнодушие? Речь ведь идет об обычной вежливости: сделать ничего для тебя не стоящее, чтобы другим было чуть комфортнее.

Пренебрежение друг к другу стало какой-то национальной «фишкой». Понаблюдайте за дверью супермаркета: часто ли ее придерживают посетители, чтобы не ударить сзади идущего. А если кто-то придержал: удостоился ли хотя бы слова «спасибо». Другой пример: на моей памяти лишь один водитель легковушки извинился перед пожилой женщиной, которой преградил дорогу на «зебре».

Подобные житейские иллюстрации можно приводить бесконечно. Лично для меня они ценны тем, что разбивают либеральные иллюзии о власти как ключевом источнике зла. При всем своем критичном отношении к администрации сити-менеджера Сергея Давыдова, должен признать, что в той самой пробке на улице Труда ни Давыдов, ни команда его чиновников не виноваты.

Виновата система неписаных правил, которые формируем и культивируем мы. И если власть данными правилами блестяще в своих интересах пользуется, в этом ее моральное право. Потому что такова созданная нами мораль. Если вы плюете под дверь соседа, почему власть должна отказывать себе в удовольствии плюнуть вам в душу, перенеся, например, автовокзал? Или вы не плюете под дверь? Тогда почему ваш подъезд в таком состоянии?

Обидно то, что мы уже привыкли воспринимать себя в качестве некоей маргинальной частности, абсолютно ни на что не влияющей. Хотя в идеологии любых обществ - от коммунистических до религиозных - прослеживается мысль: действия любого человека вносят вклад в создание общего контекста. Деятельное осознание этого факта - искусство возможного в стремлении изменить хоть что-нибудь.

Likino-dulevo-mebel.ru кухни на заказ Ликино-Дулёво

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318