Авиация нашего детства

Авиация нашего детства

Есть повод вспомнить про самолеты, жившие раньше в Челябинске. Один из них стоял внутри здания храма на Алом поле. В годы моего детства там было несколько кружков Дворца пионеров. Я посещал один для самых маленьких - назывался он «Шуруп». Здесь же занимались юные пилоты, для них-то и был установлен самолет, кажется, Як-18. Фотографировать в ту пору я еще не пробовал, так что снимка не сохранилось.

А вот этот снимок - летящий планер над ледяным «полем» - прислал мне Сергей Колобов. И подписал: «Эта фотография вам ничего не напоминает?»

Конечно же, хорошо помнил свой полет на планере над Шершневским водохранилищем. «Тогда свое место в кабине вам уступил я», - сообщил Сергей Колобов.

Собственно, так и появилось желание напомнить и про подзабытые «авиастранички» в истории нашего города и еще о замечательном человеке - Льве Александровиче Комарове. К сожалению, о нем не нашел ни строчки в энциклопедии «Челябинск».

- С Комаровым я и мои друзья встретились в 1985 году, - вспоминает Сергей Колобов. - Мы тогда учились в Челябинской школе подготовки пилотов и участвовали в выставке технического творчества, которая проходила во Дворце пионеров имени Крупской. На этой-то выставке и познакомились с Вячеславом Рябининым, который привез туда из Златоуста самодельный самолет «Школьник». От Рябинина и услышали о Льве Александровиче. Нам очень хотелось летать, а аэроклуба в Челябинске не было, поэтому мы выпросили адрес Комарова и уже на следующий день всей компанией отправились к нему.

Лев Александрович принял нас весьма радушно и показал свое «богатство», от которого мы просто обалдели. В подвале пятиэтажного дома на улице Татьяничевой, где тогда располагался клуб «Юный техник» ПО «Полет», мы обнаружили самолет «Малыш» (в свое время он был признан самым легким самолетом в мире), самодельный одноместный планер «Буратино», а на стапелях стоял только-только начатый фюзеляж будущего планера «Прогресс».

С тех пор мы и стали заниматься у Комарова. Нам были поручены ответственные задачи: реставрировать самолет «Малыш» и строить новый большой двухместный планер. Кроме того, мы все с нетерпением ждали зимы, когда замерзнет Шершневское водохранилище - единственное доступное тогда летное поле. Мы стали гордо называть себя «Дикая эскадрилья» и даже придумали эмблему в виде распластанной вороны с выпученными глазами. А вот Лев Александрович называл нас «шизокрылые». Первые полеты на одноместном планере «Буратино» мы совершили 17 ноября. Дату помню абсолютно точно: в тот день один из наших «шизокрылых» совершил жесткую посадку, сломал посадочную лыжу и пробил обшивку крыла.

Кусочек этой обшивки до сих пор у меня хранится. К концу января мы закончили постройку двухместного планера, который назвали «Прогресс», и в первых числах февраля провели первую его сборку во дворе дома на улице Татьяничевой. Первый полет «Прогресса» состоялся 9 февраля 1986 года. Планер поднял в воздух Лев Александрович. Поскольку у планера обнаружилась легкая задняя центровка, а все пилоты «Дикой эскадрильи» были тогда еще довольно легкими, мы летали в задней кабине. Световой день зимой короткий, а нас было много и летали мы по очереди, поэтому всегда была угроза не успеть совершить за день запланированное количество полетов. И вот, когда я уже сидел в кабине, мне сообщили что пришедший осветить наши полеты журналист очень хочет подняться в воздух. Скрепя сердце, я отстегнул ремни, вылез из кабины и уступил свое место.

В тот день я действительно совершил на один полет меньше своих товарищей, но был командиром и считал дело пропаганды авиации очень важным, поэтому почти не расстроился.

Я же обрадовался, получив снимки от Сергея Колобова. Они как весточка из восьмидесятых, когда только начинал работу репортером и самой первой крупной публикацией в «Комсомолке» был рассказ именно о Льве Комарове и его воспитанниках. А напечататься в «Комсомолке» той поры было очень сложно - тираж газеты превышал 10 миллионов.

А Сергей Колобов летчиком стал, закончив Барнаульское высшее военное училище летчиков. Правда, летать пришлось недолго: не стало армии, не стало Советского Союза. Учился заново - в Челябинском университете сначала получил диплом физика, а потом еще закончил экономический факультет.

Там же преподавал на кафедре «Финансы и кредит», работал в Сбербанке. Потом возглавлял банк «Резерв». Сейчас Сергей Евгеньевич член совета директоров екатеринбургского банка, директор финансовой компании, председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области.

О Льве Александровиче Комарове

Родился в Петрограде в 1924 году. Учился в Ленинградской спецшколе ВВС. С ноября 1942 г. жил в Златоусте. Работал токарем на заводе, мастером производственного обучения ремесленного училища № 23, радиотехником радиоузла машзавода, руководителем авиамодельного кружка Дворца пионеров. Здесь в 1963-1964 гг. построил самолет «Малыш». Авиационный журнал «Jane's» писал тогда о нем как о самом легком самолете в мире. В это время его заметил генеральный конструктор Олег Константинович Антонов, который любил талантливых самодельщиков и старался повсюду их выискивать. Он пригласил Льва Александровича к себе, и с 1967 г. Комаров работал в конструкторском бюро О.К. Антонова.

Олег Константинович заставил его заочно окончить авиационный институт. Потом была работа в ЦАГИ, на авиазаводе в Арсеньеве. В 1969-1979 гг. Лев Александрович работал консультантом по авиационной технике в Польше (по линии СЭВ), где под его руководством проектировались и строились самолеты Ан-2, «Искра», «Мева», Ан-28. Также под его руководством спроектирован и построен первый реактивный биплан М-15. Его можно увидеть в авиационном музее в Монино. Комаров был удостоен званий «Заслуженный деятель науки и техники Польши» (1978), «Почетный гражданин ПНР». Награжден семью медалями, имеет шесть наград ПНР.

- После двух инфарктов Лев Александрович вынужден был выйти на пенсию (был персональным пенсионером союзного значения),- говорит Сергей Колобов, - однако его деятельная натура не позволяла ему сидеть без дела. Он возглавил клуб «Юный техник» ПО «Полет», где и занимался с такими мальчишками, как мы. Учил нас строить самолеты и летать на них. Нам всем просто очень повезло, что мы встретили в своей жизни такого человека.

Кстати, в шестидесятые годы на самолете «Малыш» летал один из первых героев Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов. У Льва Александровича сохранился любительский фильм, снятый на узкопленочную камеру, запечатлевший этот полет. Наша ДЭК - Дикая Эскадрилья Комарова - пересматривала этот фильм многократно. Водопьянов в то время был уже довольно грузным человеком, и ему стоило большого труда поместиться в кабину «Малыша» и выбраться оттуда. Стоит еще добавить, что в авиамодельном кружке в Златоусте, который тогда возглавлял Лев Александрович, занимался будущий шахматный король Анатолий Карпов.

Учениками Комарова были Гуго Петерс, Владимир Ванюшкин, Вячеслав Рябинин и многие другие. Меня Лев Александрович познакомил с летчиком-испытателем Анатолием Балуевым, космонавтом Игорем Волком и легендой советской авиации Марком Лазаревичем Галлаем - летчиком-испытателем и талантливым писателем. В детстве я читал его книги и книги о нем. Марк Галлай был для моего поколения мальчишек не человеком, а чем-то вроде героя древнегреческих мифов. Представляете, что я чувствовал, когда он пожимал мне руку?!

Вообще можно еще много рассказывать про Льва Александровича. Как он с помощью А. Маресьева добился разрешения летать для Гуго Петровича Петерса, потерявшего ногу, - это отдельная эпопея. По-моему, про Комарова надо написать отдельную книгу - это великий человек! Сознательно не пишу «был»…

магазин кухни Луховицы

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318