Будут ли голоса избирателей?

Будут ли голоса избирателей?

Две интриги предстоящих выборов: сколько людей проголосует, и станет ли завершающаяся кампания содержательным началом муниципальной реформы.

В минувший понедельник истек последний день, когда участники предвыборной кампании могли сойти с дистанции, а политические партии - отозвать своих кандидатов с выборов. Как подчеркнула председатель избирательной комиссии области Ирина Старостина, в оставшийся период, не позднее, чем за день до начала голосования кандидаты могут снять свои кандидатуры только при наличии вынуждающих на то оснований. Таким образом, изменение состава участников предвыборной гонки теперь уже маловероятно.

По данным облизбиркома, по состоянию на 9 сентября, на должности глав претендуют 145 кандидатов.

После регистрации выбыли из борьбы 13 человек. Из 1140 зарегистрированных кандидатов в районные советы депутатов Челябинска до выборов дошли 1072. На выборах муниципальных представительных органов территорий области (помимо Челябинска) из 944 зарегистрированных кандидатов в бюллетене будет присутствовать 872.

- Судами было вынесено девять решений об отмене регистрации кандидатов, по заявлениям избирательных комиссий, в связи с сокрытием судимости, - проинформировала Ирина Старостина. - Регистрация двух кандидатов отменена судом за подкуп избирателей. Остальные выбыли по личным заявлениям.

По данным облизбиркома на 9 сентября, досрочно проголосовали 5378 южноуральцев. Всего же в выборах 14 сентября смогут принять участие два миллиона 730 тысяч избирателей.

- Рискну сделать два прогноза явки - оптимистичный и пессимистичный, - отметил на «круглом столе», посвященном предстоящим выборам, директор Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы Сергей Зырянов. - Если все будет хорошо, явка составит 48 процентов (то есть как на прошлых муниципальных выборах). Если сработает целый ряд негативных факторов, она будет 38 процентов.

Против активности горожан, по оценкам наблюдателей, могут сработать несколько моментов - от обилия мало кому известных кандидатов в депутаты (с довольно неясными перспективами полномочий) до погодных условий. Причем в минус явке способны сыграть как ненастье, так и погожий день, зовущий потенциального избирателя не к урнам, а на дачи. Впрочем, социологи РАНХИГС не склонны переоценивать дачно-садовое влияние на массовость выборов.

- В Челябинске высокую вероятность своего участия в голосовании демонстрируют 75 процентов горожан, - озвучивает данные исследований Сергей Зырянов. - А среди тех, у кого есть сад, огород или дача, - 78,6 процента. Фактор садовых участков не работает. Надо учитывать и то, что голосование будет проходить до 22 часов. То есть часть избирателей успеет вернуться из сада в город и проголосовать.

Муниципальная избирательная кампания в Челябинске демонстрирует пассивность подавляющего большинства политических партий, - отмечает Сергей Зырянов. - Своих кандидатов выдвинули всего 12 из 76 зарегистрированных в России партийных структур.

На это же обращает внимание и политолог Андрей Лавров. По его словам, никаких партий в политическом пространстве де-факто нет. Вместо них - группы влияния действующих депутатов Гордумы, «которые друг друга мочат, выставляют друг против друга самовыдвиженцев, но при этом они все патриоты, все за Путина и за Дубровского». По мнению Лаврова, такая тактика работает на снижение явки, что, в конечном итоге, облегчает подкуп избирателя.

Заведующий кафедрой политологии ЧелГУ Андрей Пасс оценивает ситуацию в контексте федеральной повестки дня и выводы делает вполне оптимистичные:

- Выборы отражают не только текущее положение дел, но формируют тенденции развития, - говорит он. - Сейчас мы видим начало формирования у избирателя новой политической культуры. Люди понимают, что мы в обозримом будущем не будем жить так, как живут в Европе. Но это не значит, что у нас будет плохое качество жизни. Политическая культура будет эволюционировать от экономико-центристской (или, не дай Бог, этноцентристской) к социоцентристской политической культуре. И ту политическую борьбу, которая предстоит и в районных собраниях, надо сориентировать, в первую очередь, на ценности социального развития, а не на защиту интересов отдельных групп влияния.

Развитие предполагает наличие финансовых ресурсов. На федеральном уровне обсуждается возможность предоставить внутригородским районам право распоряжаться налогом на имущество физических лиц. А это 27 процентов консолидированного бюджета города.

- Но важно соблюсти баланс полномочий и финансов, - подчеркивает вице-губернатор Николай Сандаков. - Нельзя, например, половину городских денег спустить на уровень районов, а полномочий у них будет всего треть или четверть от тех, которые существуют.

На важный момент, связанный с финансовой сферой, обращает внимание экономист Сергей Гордеев:

- Смешиваются два понятия: самодостаточность района и составление бюджета, - замечает он. - Бюджетное законодательство абсолютно не предполагает, что район собственными средствами сможет закрывать свои потребности. Функция районных депутатов в связи с этим - не составление бюджета, а контроль за качеством расходов.

VK31226318