Легко быть рабом

Несколько раз на экране телевизора промелькнула певица Валерия. Не с песнями, а с обращением к гражданам страны. Она призывала граждан протестовать против такого гнусного и пещерного явления, как рабство. Когда с человеком обращаются как с бессловесной скотиной, попирая все его возможные права. Такая вроде бы азбучная проповедь крайне необходима. Особенно тем, кто вдруг прочтет это эссе и сообразит, что с ними обращаются, как с рабами.

Например, продавцы одного местного многопрофильного магазина. В магазине много отделов, все они, понятное дело, частные. За прилавками стоят не владельцы торговых точек, а наемные работники. Зарплату им платят, исходя из суммы выручки. Продал, допустим, товара на 100 тысяч рублей, получи свои законные пять штук в месяц. Но по случаю кризиса покупатель пошел прижимистый, выручка упала. Выход один - плати продавцу соответственно меньше. Но хозяева оказались «гуманнее» и изворотливее. Придумали более хитрую схему. Они «приглашают» не выполнивших норму продавцов на свои огороды... отрабатывать «недостачу». И те покорно ходят: полют, копают, поливают. В отказ никто не ударился: вылететь раз плюнуть. А тут хоть какая-то стабильность.

Огородная повинность, кстати, была распространена и раньше. Лет 30 назад мы жили в Аше. Однажды к нам зашла расстроенная соседка по лестничной клетке - Лида. Ездила в деревню проведать знакомую. Знала - та прибаливает. Зашла. Так и есть - лежит с головной болью и давлением. И вдруг, постанывая, начинает собираться. «Куда ты?» - всполошилась Лидия Петровна. «В огород!» «Никуда не денется твой огород, тебе лежать надо!» «Да не в свой... А то он мне продуктов не отпустит!» Тут выяснилось, что настал ее черед вкалывать, разумеется, бесплатно, на картофельно-овощной плантации заведующего единственным сельским магазином. В те времена самыми влиятельными людьми, и не только на деревне, были не партийно-советские работники, не директора-начальники, а завмаги. При повальном дефиците только они могли вам отпустить товар, которого на прилавке нет, а в подсобке всегда навалом. Но при одном условии: чтобы ты был с этим торгашом знаком, к нему лоялен и чем-то полезен (испытано на себе!). Если ты обычный человек без связей и возможностей, отбывай барщину в огороде. А больной ты или здоровый - завмаг справки не смотрит и не выдает.

Пишу не затем, чтобы клеймить современных рабовладельцев. Они в конце концов не подступают к вам с плетьми, не грозят заковать в кандалы и сослать на галеры. Они предлагают выбор: можешь не отбывать повинность, не унижаться, а гордо выкрикнув гневное «нет!», пойти в прокуратуру, в газету. Но, скорее всего, таких гордецов в огороды не зовут. Хозяева прилавков - народ ушлый: чуют, в ком воли нет или она подавлена. Может, они не знают, но солидарны с Бердяевым, однажды сказавшим: «Человек раб потому, что свобода трудна, а рабство же легко!» Не возразят и против Цицерона, заметившего, что «Рабство - покорность души слабой и низменной, не умеющей собой управлять!»

Современные рабовладельцы, пользуясь ситуацией, будут и дальше подавлять, попирать все возможные права. Будут, пока раб сам однажды не возмутится и не воспрянет. Пока же «и раб, уставший от свободы, возропщет, требуя цепей».

Но хватит цитат. В доказательство, что сам человек делает свой выбор, один только дикий факт. Несколько лет назад «Челябинский рабочий» публиковал статью под названием «Раб из Нижнего Тагила». Речь шла о кыштымце, которого обманом заставили работать на каких-то криминальных дельцов в Свердловской области. Держали в голоде, избивали. Сбежал. Трое суток шел зимой лесами (чтобы не перехватили на дороге). Дошел. В больнице ему ампутировали отмороженные пальцы ног. Год жил у матери. Потом снова сбежал. Обратно. К тем самым рабовладельцам. Видать, по Бердяеву, свобода действительно трудна.

А вообще-то раб по Ожегову - это зависимый, угнетенный человек в условиях эксплуататорского общества. Так что чему удивляться: в каком обществе живем, то и получаем. И телевизионными протестами известных поп-звезд тут вряд ли что изменить.

VK31226318