Черные сливки жизни

Черные сливки жизни

Почва, она - черная. А чернота - цвет смерти. Значит, почва - кладбище жизни?

Это - верно. Но - наполовину.

Почва начинается высоко, в горах, на скале. На скале, к которой прилип лишайник. А чего он к ней прилип? Он ее «кушает». Камень переваривается плохо, но лишайник терпеливо «жует». У него такой «желудочный сок», которому и гранит - пища. Оказывается, лишайник умеет - крупица за крупицей, песчинка за песчинкой - крошить скалу. Крошить и - крушить.

Конечно, до лишайника скалу крошили и крушили вода с ветром. А вместе с лишайником - другие растения. Как бы то ни было, скала рассыпалась в труху, осыпалась сверху куда-то вниз и насыпалась где-нибудь в долине, на ровном месте.

Долго ли, коротко ли, но скала стала для почвы «фундаментом». На ней, на песке, на глине, на щебне, появился черный слой, природе доселе неведомый. На нем, откуда ни возьмись, зазеленела трава. Умирая, трава, миллиметрик за миллиметриком, прибавляла черному слою толщины. Так отложился чернозем - черные сливки жизни.

Почва - место, где происходит смерть. В ней смерть накапливается. В ней оседает то, что остается от живых существ после их смерти. А остается после них - перегной.

В почве накоротке встречаются жизнь и смерть. Смерть, став перегноем, дает новую жизнь. А новая жизнь, через свою смерть, уступит место новому поколению. И выясняется, что грань между жизнью и смертью - тонкая мембрана. В смерти заключена жизнь, жизнь предполагает смерть. Одно, заканчиваясь, дает начало другому.

Известно, что живое от мертвого отличается тем, что оно, живое, умеет в естественных условиях, благодаря своим катализаторам-ферментам, многократно ускорять химические реакции и превращения. Без ферментов жизнь невозможна. То, что ферментами пользуются микроорганизмы, растения, организмы животных, признано всеми. Но академик В. Купревич утверждает нечто новое, а именно то, что сама почва - живое тело. Он обнаружил колонии ферментов на комочках почвы. А это значит, что она сама, помимо населяющих ее обитателей, используя свои ферменты, способна принимать участие в обмене веществ, в том процессе, который вроде бы доступен только живым существам. Например, корни могут выделять в почву такие ферменты, которые позже, когда корни отомрут, примутся за их разложение.

Только с помощью ферментов жизнь успевает переработать, «перемолоть» и «прибрать» всю огромную массу отживших свое организмов, раздробить их до исходных форм, чтобы из них приготовить перегной, на котором произрастут новые поколения.

Возможен вопрос: а зачем она нужна, почва, если на той же голой скале вымахала в небо прекрасная сосна? Да, сосна и на скале чувствует себя неплохо, но пшеница на ней и не взойдет. На шкале совершенства пшеница расположена гораздо выше сосны. Ей подавай почву, пашню, чернозем. Или так, или никак. И нам некуда деваться, потому мы выжили на злаках, а не на соснах.

Вообще, почва кормит всех, кто способен есть. Кроме, может быть, рыб. Почвой жизнь начинается, ею продолжается, ею же - заканчивается.

Reutovmebel.ru кухня под заказ Реутов

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318