Голос? Отдать? Кому? За что?

Говорят, отдать голос. Прийти на избирательный участок и отдать голос. Отдать? И что? Уйти с чувством исполненного долга?

Отдать… Да, у меня есть голос. От мой. Почему я должен его отдавать? Кому отдавать? За что отдавать?

Но выясняется, что мой голос - не совсем мой. Он мне дан, подарен государством. Конституцией. И я должен быть благодарен государству за то, что стал собственником голоса. Были времена, когда многие не имели голоса. Например, женщины. Или бедные. В самой демократичной в мире части света - в Европе избирательное право стало всеобщим только после Второй мировой войны. Имущественный ценз на выборы был отменен во Франции - в 1944 году, в Италии - в 1945-м, в Греции - в 1956-м, в Швейцарии - в 1971-м, в Португалии - в 1974 году. На первых порах все были рады, а потом…

Ну, хорошо, отдал я свой голос - и с чем остался? С тем же, с чувством исполненного долга. И тут выясняется, что голос мне был дан в долг. С голосом я - должник. На выборах я только и всего, что отдаю долг. И ничего взамен? А взамен - ответственность за то, как проголосовал. Правда, ответственность очень маленькая, едва ощутимая, мизерная, почти нулевая. Однако же, если избранный лидер разочарует, тебя могут слегка пожурить: «За кого голосовал?» Вроде виноват. И не понять, за что. Вроде кандидат был симпатичный, а во власти сильно преобразился. Да и самому себе нечего сказать, кроме как упрекнуть в наивной доверчивости. И перед самим собой поставить торчком указательный палец: мол, думай, казак, в следующий раз.

А в следующий раз все повторится: до выборов одна картина, после выборов - другая. И опять, и опять - то же самое.

Рано ли, поздно ли, но каждый обладатель голоса начинает подумывать о том, что себя надо уважать. А это неминуемо ведет к тому, чтобы направиться на избирательный участок, но пройти мимо. На всякий случай - сохранить свой голос. Не отдать. И посмотреть, что получится.

А получилось так. В некоторых странах стали принуждать к голосованию. В Италии - моральными санкциями. В Бельгии - публичным выговором или штрафом. А в Греции - даже тюрьмой.

Помогло, но мало. Например, во Франции в 1965 году свои голоса не отдали 15 процентов избирателей, в 1995-м - 20 процентов, а в 2002-м - 40 процентов.

Что было делать, если люди стали так скупы на голоса? Только одно: довольствоваться теми, которые есть. В результате в большинстве демократических стран система выборов требует не абсолютного, а относительного большинства. То есть достаточно набрать пусть и мало голосов, но больше других - и ты в шоколаде.

Так, без большинства, и голосует современная демократия. В ХХ веке меньшинством голосов были избраны такие президенты США, как Вильсон, Трумэн, Кеннеди, Клинтон, Никсон. А Буш-младший победил с преимуществом в 537 голосов, а это меньше одной сотой доли голосов.

Не отстает и Россия. В референдуме по Конституции 1993 года приняла участие половина избирателей, и только половина от половины ее одобрила. То есть каждый четвертый россиянин. Вотума народного доверия не имели такие кардинальные повороты в жизни страны, как приватизация, смена строя, распад СССР.

Теперь на выборах всех уровней абсолютное большинство - большая редкость.

Leninsk-mebel.ru купить шкаф в Видном

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

ремонт электрочайников в Новосибирске
VK31226318