Деньги как мечта

Деньги как мечта

Вроде бы должна быть. И вроде есть. Но в расчетах она очень размытая. Приблизительная. В любом случае конкретная цифра - условна. Она «ходит» туда, сюда. То мало, то много. Вообще, статистика по оплате труда обрывочная, клочковатая, с крупными прорехами. А это не что иное, как ее отсутствие.

Но, как ни странно, «нормальная», желательная, мечтательная зарплата статистику иногда интересует. Например, ею, по опросу, названа такая цифра: «нормальная» зарплата - 162 тысячи рублей в месяц. То есть в четыре раза больше, чем сейчас, если согласиться с тем, что средняя зарплата в России 40 тысяч рублей в месяц. При этом надо учесть, что 162 тысячи - рубеж, но не предел, кто-то будет получать и более того.

Представляете ситуацию? Все - довольны своей зарплатой!

Мечтать не вредно. Но где взять такие деньги? Поищем. Для начала хорошо бы все эти 162 тысяч рублей и более того взять и сложить в одну кучу - мы получим фонд оплаты наемного труда России.

Логично? Пока логично.

Речь идет только о заработной плате. То есть о деньгах, которые получает наемный работник. А сам работодатель? У него тоже есть «зарплата», она называется доходом. Хорошо бы доходы всех работодателей взять и сложить в одну кучу, чтобы получить фонд доходов работодателей.

Два фонда… Фонд «берущих» работу и фонд работу «дающих». Кто знает, как они соотнесутся друг с другом? Никто. А интересно бы узнать. Но еще интереснее - узнать, сколько в стране заработанных денег, - их общее количество. Общая экономическая картина как-то прояснится.

Мечтать не вредно. Вредна несбыточность. Наше государство пока не в состоянии даже сосчитать деньги этих двух фондов. В сущности, оно мало что знает о «своей» экономике. Тем более что ему все время напоминают, что экономика страны - не его экономика. Значительная часть денег скрыта от государства за «черными», «серыми», да и за «белыми» занавесами. Известно и то, что у него нет никакой возможности уследить за миллионами мелких, средних и крупных бизнесов. Вообще, вся тактика и стратегия бизнеса сводится к тому, чтобы любыми способами скрыть свои деньги. В экономике наше государство сплошь и рядом действует вслепую и наугад. Однако помечтаем еще.

Эти заветные 162 тысячи рублей - деньги для себя, для семьи, для потребления. А остальные? Куда их?

Не секрет, что потребности каждого отдельного человека не безграничны. Если даже у кого-то денег - куры не клюют, если он покупает для себя самые дорогие вещи и услуги, если его потребности значительно превышают «рядовые» 162 тысячи рублей, то и он на какой-то сумме остановится и после того обнаружит, что израсходовал не все, что имел. У него останутся «лишние» деньги. И не только у него. Если все эти «лишние» деньги подсчитать и сложить, то выяснится, что у России есть еще один фонд - фонд, скажем так, производства. Логично. Логично. Но - с поправкой.

При социализме все фонды принадлежали государству. А теперь? Как быть с этими «лишними» деньгами - с деньгами, которые остаются после трат «на жизнь»?

Для примера возьму громкое имя: Игорь Иванович Сечин, председатель «Роснефти». Правда, размышлять по поводу его денег рискованно: он может в суд подать и выиграть его. Но, я надеюсь, эти строки до него не дойдут.

Уже то, что «главный нефтяник» упорно скрывает свои доходы, - проблема не нравственная, а экономическая. Такая у нас экономика: никто ничего не должен знать. «Форбс» назвал такую цифру: Сечин имеет 500 миллионов долларов дохода в год. Или - почти три миллиарда рублей. Или - 230 миллионов рублей в месяц. Или - 8 миллионов рублей в день.

Сечин эти сведения отверг, подал на «Форбс» в суд и выиграл.

По данным самой «Роснефти», доход Сечина, с учетом оклада, премий и вознаграждений, ближе к 600 миллионам рублей в год. Или - 50 миллионов рублей в месяц. Или - те же 1,6 миллиона в день.

Как бы то ни было, Игорь Иванович, израсходовав на себя за месяц те же 162 тысячи рублей, больше или меньше, имеет в остатке крупную сумму. Куда ее?

Если топ-менеджер Игорь Сечин вкладывает свои «лишние» деньги в бизнес, в экономику, то, получается, что они - не совсем его. Получается так: свои, собственные, частные деньги Сечин вкладывает в экономику России. А ведь «Роснефть» - достояние государства. Но мы не знаем, как тратит свои деньги Сечин. Как и другие обладатели крупных сумм.

Вы скажите, что Игорь Сечин работает не на государство, а на то, чтобы увеличивать свои доходы. Может быть. А увеличенные доходы - куда? Туда же, в экономику? Другого не дано? Или дано?

Как ни крути, как ни верти, а не понять, что и где в Сечине частное, а что и где - государственное. Одно с другим перемешано и перепутано. По одной сути, он - капиталист, а по другой - советский директор.

Президент В.В.Путин однажды объяснил высокие доходы Сечина, который, по его словам, «работает эффективно и исправно». Он сказал, что доходы сотрудников, подобных Сечину, «ни в коем случае нельзя сравнивать со средним уровнем зарплат по России - их нужно сравнивать с зарплатами их иностранных коллег».

Очень простые слова: оплата труда. Сколько труда, столько оплата. Может ли один человек «отдать» в два раза больше труда, чем другой. Наверное, может. Наверное, может и в три раза больше, что, впрочем, менее вероятно. Но если один человек зарабатывает в десять раз больше другого, то - что? Он и работает в десять раз больше?

Есть люди разного роста, но трехметровых гигантов нет и не может быть. Тем более невозможен человек ростом в десять метров. Я думаю, что В.В.Путин работает больше И.И.Сечина, а получает вроде бы меньше. И меньше многих своих иностранных коллег. А ссылки на них, на иностранных коллег, возможны не только у топ-менеджеров, но и у врачей, и учителей, и у всех других без исключения.

Достойная зарплата - достойная ли мечта? Мы наивно надеемся на то, что государство должно думать и заботиться о том, чтобы каждому из нас дать достойную зарплату. Нельзя категорически отрицать и то, что само государство хотело бы обеспечить наше благосостояние. Может быть, и хочет, да не может. Как оно может мочь, если не знает и того, сколько денег «крутится» в экономике. Вообще, хотя бы теоретически можно ли рассчитать то, что достойная зарплата достижима? Чтобы что-то понять, в стране должен быть порядок. Во всем, а в статистике - в первую и последнюю очередь. Пока мы ничего не знаем о себе. И потому ничего не можем сделать.

VK31226318