Как правильно смотреть российское кино

Как правильно смотреть российское кино

Герасимов – фигура значимая для современного российского кино не только потому, что его имя носит ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии), но и по той причине, что в его творчестве особенно ярко проявились уникальные черты, свойственные отечественному искусству в целом.

Русское искусство, как и вся русская культура, всегда были обращены к человеку, к исследованию его внутреннего мира и загадок его души, к неисчерпаемости его потенциала. Современное российское кино следует этой традиции. Доказательством служит показанный перед выступлениями участников форума короткометражный фильм «Самолет» молодого режиссера Олега Галицкого, сумевшего 10 минут экранного времени превратить в напряженное размышление о России и связанных с нею человеческих судьбах. — В салоне современного самолета, летящего над морем, собрались разные люди: молодые и старые, русские и кавказцы, православные, иудеи, мусульмане – все непохожие друг на друга, со своими слабостями и особенностями. Из-за бытового пустяка вспыхивает конфликт, переходящий чуть ли не в драку. Но в этот момент командир объявляет о неполадках на борту и угрозе катастрофы. Ссора затухает, а люди в эту общую для них минуту опасности мысленно обращаются к высшим силам – Богу, судьбе, надежде. Воцаряется тишина, и тот, кто за минуту до этого видел в ближнем врага, смотрит ему в глаза совсем по-другому… Идея предельно ясна: Россия – это летящий в сложных условиях самолет, и перед лицом общей угрозы многое, прежде казавшееся важным, отходит на второй план.

Подобного интереса к внутренней сложности человека современное западное кино за редким исключением не знает. Возьмем любой голливудский фильм: человек там как будто в центре событий – с ним связано какое-то невероятное происшествие, его преследуют, хотят убить, он выступает как жертва или (реже) как хищник. Однако, что бы с ним не происходило, он совершенно не меняется как личность – каким входит в фильм, таким же и выходит. Поэтому американский мейнстрим – это всё, что угодно: коммерческий продукт, дизайн, предмет массового потребления, – но отнюдь не искусство, а подделка под него, так сказать, духовный суррогат, как бы резко это ни звучало. И потому стремление воспроизводить подобные образцы на отечественной почве не имеет никаких реальных шансов на успех.

Перед современной Россией стоит сегодня великое множество проблем, решить которые возможно только усилиями всего общества с опорой на наработанный исторический опыт, в значительной степени представленный потенциалом искусства. И кинематограф выходит тут на первый план – и по причине своей доступности, и в силу своего синтетического характера: кино говорит на языке и литературы (в плане сюжета), и живописи (в плане изображения, операторского искусства), и музыки (в виде звукового ряда). Тезис Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» не только сохраняет, но усиливает свою актуальность. Поэтому отнюдь не случайным является Указ Президента РФ, объявляющий 2016 г. Годом российского кино, согласно которому планируется активно развивать систему кинопоказа в регионах, прежде всего в малых городах, модернизировать киностудии, выводить отечественное кинопроизводство и кинопрокат на новый уровень.

Но есть еще один аспект, заслуживающий особого внимания, тем более, что он может быть реализован в качестве инновационного проекта от нашего региона. Это – проблема зрителя. Отечественное кино обретет жизнеспособность и станет прочной социальной опорой лишь в том случае, если оно будет востребовано людьми, превратится в безусловный фактор их повседневной жизни. Для этой цели, помимо совершенствования числа киноустановок и переоборудования залов для просмотра, необходима организация массового кинопросвещения через создание широкой сети киноклубов и киносеминаров на базе не только кинотеатров, но самых разных учреждений – школ, университетов, библиотек.

А для этого в качестве еще более фундаментальной предпосылки на первый план выходит подготовка людей, способных воплотить программу кинопросвещения в жизнь, – требуется формирование актива, призванного организовывать просмотры, включая соответствующие атрибуты в виде теоретической систематизации, выработки программ обучения, подбора кинорепертуара. Один из вариантов обобщения наработанного опыта в данном направлении – учебное пособие «Человек в современной культуре (на материале кинематографа)».

И тогда появятся шансы на то, что отечественный кинематограф, ставший востребованным и обретшим силы на родной земле, уверенно шагнет на международную арену, как это было во времена Сергея Герасимова. Такие мысли рождает I Областной форум кино.

VK31226318