Как российский бизнес стал убыточным делом
Только за первое полугодие 2016 года гражданская авиация потеряла 3,5 миллиона пассажиров. За минувший июнь пассажиропоток упал на рекордные 14,4%. И это на фоне роста расходов авиакомпаний на 15%.
На региональном уровне ситуация еще тяжелее, особенно в сфере общественного транспорта. Так, например, на днях 45 курганских троллейбусов перекочевали с городских улиц на сайт Avito, где их продают за долги по 150 тысяч рублей штука.
В то же время как общественно-значимые реализуются совершенно сюрреалистичные проекты вроде запущенного в этом году дневного экспресса Челябинск-Екатеринбург, который идет 200 километров между двумя городами четыре часа. «Всего четыре часа», как отмечалось в ряде региональных изданий. Это, должно быть, первый в мире экспресс, который едет со средней скоростью 50 километров в час. Вероятно, если бы не скорость сваливания самолета, не позволяющая лететь медленнее 300 километров в час, то уже был бы запущен и четырехчасовой авиарейс Челябинск-Екатеринбург.
При этом разговоры о привлечении инвесторов для строительства действительно скоростной магистрали между двумя городами идут в постоянном режиме. Правда без гарантированных сроков реализации и подтвержденных подрядчиков.
В этой истории пока что больше оптимизма, чем прагматизма, что уже неплохо в условиях крайнего дефицита веры в завтрашний день у частного бизнеса, который все глубже погружается в пучину неплатежей, обмана субподрядчиков и выведения активов, которые все быстрее обесцениваются.
С 2014 года мы уже привыкли к постепенному схлопыванию непродовольственной розницы, от закрытия мелких магазинов бижутерии, которые пали первыми, до ухода из России в 2015 году крупных международных сетей одежды и обуви, которые посчитали соотношение рисков и доходности и тоже ушли.
Теперь следом за ними последовал и продуктовый ритейл, до которого дошла волна сокращения потребительского спроса и катастрофического падения средних чеков. Не выдержал даже гипермаркет «Наш», работавший в Челябинске с 2007 года. Магазин накопил долги перед поставщиками и сотрудниками и в итоге попал под оптимизацию – владелец бренда «Седьмой континент» принял решение закрыть магазин в ТРК «Горки» с 21 сентября.
Не столь катастрофично, как курганские троллейбусы на Avito, но в целом вполне в тренде появления «магазинов-зомби», где вирус закрытия отделов, вымирающих вместе с персоналом, пожирает торговые площади и приводит в конечном итоге к пустым этажам пыльных витрин, где годами висят плакаты «аренда» и «скоро открытие».
Поэтому бизнес вначале попробовал «вуду-экономику» с шаманством в рамках дозволенного (мебель из опилок, худеющие со 100 до 95, 80, 70 и менее граммов товары, сыр из пальмового масла и пальмовый шоколад вместо обычного), а когда и это не помогло уже порезал все, что можно сокращать, плавно переходя от «лишь бы государство не мешало» к «нас может спасти лишь чудо» и тщетному поиску вариантов господдержки.
В конечном итоге российская экономика вырулила к неофеодальным отношениям не только для наемных работников (которым они привычны) но и для бизнеса (что столько лет пытался начать новую жизнь). Это в очередной раз подтвердило, что важнейшим из прав человека в России является крепостное, с которым никакая предпринимательская инициатива не совместима.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве