Гимназисты оценили электронные учебники

Гимназисты оценили электронные учебники

Магнитогорская гимназия № 53 участвует в инновационном образовательном эксперименте. Вместо привычных всем школьникам бумажных учебников в стандартный учебный процесс здесь внедряется электронный образовательный комплекс (ЭОК).

Живой урок

Эксперимент начался в сентябре 2010 года. Помимо магнитогорской гимназии в нем участвуют всего 10 российских школ: пять в Москве, три в Томске и одна в Челябинске. Курируют эксперимент московские ученые: ЭОК разработан под эгидой издательства «Академкнига».

Ученики 6а класса изучают обществознание с помощью интерактивных устройств - девайсов, которые заменили им не только учебники, но и хрестоматии, рабочие тетради, дневники. Учебный материал, с которым работают дети, на самом деле «живой»: газетные статьи, материалы интернет-блогов, литературные или законодательные первоисточники. Бумажный учебник, как правило, устаревает уже к моменту своего выхода в свет, настолько насыщен сегодня поток информации. Особенно это касается предмета «Обществознание», в котором затрагивается масса экономических и правовых вопросов.

Чтобы определить, насколько повышается эффективность обучения при внедрении ЭОК, был проведен мониторинг результатов экспериментальной и контрольной (параллельный шестой класс) групп в сравнении с другими участниками эксперимента. Контрольный класс учится по той же самой программе с использованием того же самого учебника (правда, бумажного), что и экспериментальный, уроки ведет один и тот же учитель.

- Сегодня уже можно говорить о высоких и стабильных результатах использования электронных устройств, - уверена директор МОУ «Гимназия № 53» Наталья Попикова. - Мы оценивали качество знаний, умение самостоятельно работать с различными источниками информации, уровень освоения способов самопроверки и различных форм тестирования, освоение различных форм предметного общения. Средний тестовый балл за первое полугодие в экспериментальном классе - 4,5. Ребята научились самостоятельно работать с текстами разного характера: умеют выделять главное, структурировать материал, просматривать необходимую информацию, выбирать ее из разных источников, удерживать тот аспект, который обсуждается на уроке. То есть отрабатываются метапредметные умения, которые сегодня очень актуальны в нашей жизни. Смысл эксперимента еще и в том, чтобы научить ребят не запоминать информацию, а ориентироваться в ней.

Как оно работает

Чтобы разобраться в тонкостях процесса, без ликбеза не обойтись. Внешне устройство напоминает небольшой ноутбук, «упакованный» в плотный лист голубого пластика. Книжка, хоть и электронная, может свалиться с парты. Поначалу в школе ее называли ридером (устройством для чтения электронных книг), но теперь используют более точное название - девайс (устройство). Электронный учебник объединяет два гаджета (технических приспособления): букридер и планшет. Внутри имеется встроенная видеокамера, микрофон, звуковые колонки. Так что в перспективе школьник сможет общаться с учителем дистанционно.

Экран ридера монохромный, это позволяет избежать напряжения глаз. Прямо на экране с помощью специальной электронной ручки - стилуса - школьники могут делать записи и заметки. А вот у планшета экран цветной, на нем можно просматривать видеоролики, фотографии, иллюстрации к теме, схемы.

Благодаря выходу в Интернет у школьников появилась уникальная возможность пользоваться электронными базами библиотек и государственных музеев. К слову, электронные учебники совершенно безопасны для здоровья ребенка. Оба экрана имеют антибликовое покрытие и отражают свет так же, как лист обычной книги, поэтому вреда детским глазам устройства не наносят.

Во время урока девайсы через точки беспроводного Интернета (WI-FI) подключаются к серверу в Москве. Учитель в течение всего урока контролирует процесс в режиме реального времени, но словно со стороны: основная часть учебной деятельности приходится на ребенка. На каждом уроке дети не менее половины времени работают самостоятельно, причем делают это осознанно и ответственно. Учитель Наталья Маннова видит, на каком этапе находится ребенок, какие трудности он испытывает, видит результаты маршрутных тестов и итогового тестирования.

Результат каждого урока оценивается программным тестом (чем не заблаговременная подготовка к ЕГЭ?), затем учителем на основании свободных письменных ответов ребят. Так формируется общая отметка. У каждого ученика свой маршрут движения (продвинутый или базовый), и на следующем уроке педагог имеет возможность скорректировать его по степени сложности.

В восторге от уроков

Шестиклассники от уроков обществознания в полном восторге. Они с удовольствием демонстрируют богатые возможности электронных учебников: вот личная страничка, вот расписание, вот ссылки на уроки. Можно посмотреть свои оценки. А вот тут - просто порисовать сердечки.

- Ридер обладает большей функциональностью, чем обычный учебник, - рассуждает отличник Костя. - Он включает в себя и обыкновенную тетрадь, и список моих данных, и видеофайлы, и фотогалереи. Он лучше обычного учебника во всех смыслах!

- Это очень интересно и лучше, чем обычная книга, - вторит Косте еще один отличник, - Леша. - За урок успеваешь узнать очень много нового и интересного, а устаешь меньше.

Родители тоже довольны: с появлением электронных учебников интерес к предмету у детей повысился, они ждут не дождутся очередного урока.

Для эксперимента из США привезено 30 девайсов, каждый из них - именной. Иными словами, воспользоваться чужим электронным учебником нельзя. Стоимость одного устройства - 15 тысяч рублей, аналогов им нет. В идеале школьник должен постоянно иметь девайс при себе, чтобы работать дома. Но по соображениям безопасности устройства хранятся в школе.

В будущем, если эксперимент удастся и образовательный процесс станет практически полностью электронным, такой вот двухэкранный аппарат полностью заменит собой учебники, тетрадки, дневники, карты, альбомы. Весит он всего 1,2 килограмма - мечта школьных медработников, особенно врачей-ортопедов, которых приводит в ужас растущие год от года ряды школьников с искривленным позвоночником.

В следующем году будут разработаны электронные образовательные программы по предметам гуманитарного цикла - истории, географии, биологии. К эксперименту подключатся 50 регионов РФ. Учителя гимназии № 53 убеждены: очень скоро детям не надо будет отправляться в школу, неся на плечах семикилограммовый рюкзак с книгами. Будущее - за электронными комплексами.

Юлия Улиткина

Solnechnogorskmebel.ru шкафы купе в Солнечногорске

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

тату в стиле барокко в Краснодаре
VK31226318