В России размер пенсии будет определяться величиной баллов

В России размер пенсии будет определяться величиной баллов

Недавно начался новый этап изменения правил работы пенсионной системы. О возможных версиях происходящего, о последствиях и о том, что теперь делать – в интервью с кандидатом экономических наук, исполнительным директором Негосударственного пенсионного фонда «Образование» Алексеем Филипповым.

Сегодня в нашей стране действует система, при которой пенсия у людей моложе 1967 года рождения формируется из двух частей – страховой и накопительной. При этом у граждан есть возможность выбрать организацию, которая будет управлять деньгами их накопительной части. Средствами тех, кто ни разу не воспользовался правом выбора, распоряжается государственная компания. Таких людей в профессиональных кругах называют «молчунами». Насколько сильно отличаются финансовые результаты «молчунов» от тех, кто сделал выбор в пользу частной управляющей компании?

– Согласно данным статистики, пенсионные накопления «молчунов» инвестируются с худшим результатом, чем деньги тех, кто выбрал ведущие негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Хотите быть «молчуном»? Тогда вы должны смириться с тем, что ваши пенсионные накопления растут низкими темпами, зачастую неудовлетворительными.

С первого января 2015 года «молчуны» окажутся в еще более интересном положении, так как начнет действовать новая пенсионная формула.

Ее суть заключается в том, что размер пенсии будет определяться величиной баллов, начисленных по итогам его трудовой деятельности, платежей в пенсионный фонд (и по ряду других показателей), умноженных на стоимость одного балла. А поскольку цена балла станет величиной переменной, то «молчуны» попадают в ситуацию, когда их будущую пенсию посчитать невозможно. В отличие от них, те, кто сделал выбор в пользу НПФ, всегда смогут узнать конкретную цифру – сколько составит их накопительная пенсия.

Даже сегодня никто не ответит, каким образом человеку можно через размещенный на сайте ПФР калькулятор выйти на размер своей будущей пенсии. Это некая виртуальная игрушка, которая дает определенное представление всего лишь о том, как будет рассчитываться пенсия.

Мы все немного экономисты, потому что сами верстаем свои семейные бюджеты. И прекрасно понимаем, какие варианты развития есть у нашей пенсионной системы.

Первый - если сегодня наблюдается дефицит (то есть доходов не хватает, чтобы покрыть все расходы), если у нас соотношение пенсионеров и работающего населения в ближайшее время будет только ухудшаться, тогда в будущем может проводиться не индексация пенсий, а реиндексация пенсий. То есть размер выплат будет уменьшаться из года в год, а инфляция - сокращать объем продуктов, которые можно купить на выплачиваемые деньги.

Есть и второй вариант, когда государство сократит период пенсионных выплат за счет повышения пенсионного возраста. И что бы ни говорило Правительство, но других вариантов нет. Альтернатива – изыскать дополнительные доходы Пенсионного фонда. Это можно сделать только одним способом, увеличив социальные отчисления для работодателей.

Но мы знаем, чем обернулся эксперимент над индивидуальными предпринимателями, когда с 2013 года отчисления в пенсионный фонд у них увеличились с 17 тысяч рублей до 34 тысяч рублей. Это закончилось тем, что, во-первых, закрылось большое число индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, уже принято решение о том, что в 2014 году величина тарифа возвращается к значениям 2012 года. Бизнес не готов к тому, что тарифы будут расти.

В этой ситуации человек, конечно, может сделать выбор в пользу НПФ. Но для этого ему нужно четко понимать, куда фонды вкладывают деньги…

– Деятельность НПФ регламентируется двумя федеральными законами. В ФЗ №75 написано, что в случае ликвидации НПФ все пенсионные накопления клиента возвращаются в Пенсионный фонд России. И мне не известен ни один случай, когда бы эти средства вернули с убытками. Это всегда делается с плюсом для клиентов.

Пять лет назад в России было около 400 НПФ. Сейчас на рынке осталось 127 НПФ. Ушло две трети игроков. Представьте, если бы все они покидали рынок, не выплачивая средств. Это был бы огромный скандал. И вопрос моратория стоял бы не в 2014 году, а уже давным-давно.

Второй закон – это ФЗ №111. Он определяет полный перечень инструментов, которыми могут пользоваться НПФ, инвестируя деньги своих клиентов. Это, к примеру, акции и облигации из высшего котировального списка «А1» отечественной биржи. Также мы можем инвестировать деньги в банковские депозиты. Правда, из всего количества банков, работающих в нашей стране, разрешено деньги переводить на счета всего лишь 70 банков.

Помимо четкого определения списка инструментов и эмитентов, есть и другие ограничения. Например, если я решил покупать акции «Сбербанка», то могу это сделать не более чем на пять процентов от суммарного портфеля. Это очень надежный механизм. Тяжелая ситуация в НПФ складывается, когда не с одной бумагой проблема, а, как в 2008 году, в стране происходит массовый кризис - останавливаются предприятия, рушатся банки, сильно падают котировки ценных бумаг. Тогда у фондов нет никакой возможности удержать портфели даже на уровне нулевой доходности.

Еще один аргумент «молчунов» – в НПФ все разворуют…

– Именно поэтому государство и НПФ солидарны в вопросе введения системы страхования пенсионных накоплений, когда негосударственные пенсионные фонды из своих сегодняшних доходов будут делать отчисления на формирование страхового резерва. Этот резерв будет находиться в совершенно обособленной структуре. За основу будет взято Агентство страхования вкладов или другая структура – Правительство решит. Но вопрос создания такой системы страхования уже одобрен.

Имея сегодняшнюю доходность, могут ли НПФ арендовать офисы в пафосных деловых зданиях, где арендная плата сравнительно высокая?

– Считаю, что могут. При этом, зная структуру расходов в целом по индустрии, скажу, что аренда – это очень маленькая доля в суммарных расходах. Наиболее затратная статья – это комиссионное вознаграждение партнерам. Дело в том, что большая часть фондов сегодня работает через собственные агентские сети, когда агенты заключают договоры в пользу НПФ или строят свою деятельность через партнерские сети. Среди них и банковские структуры, и крупные розничные сети: те же «Евросеть», «Связной». Стоимость агентской услуги колеблется от полутора до двух с половиной тысяч рублей за клиента. Поэтому, когда, к примеру, 100 договоров заключено через партнеров, при ставке в 2,5 тысячи рублей это выливается в 250 тысяч. Сколько нужно снять квадратных метров в офисе класса «А», чтобы арендная плата превысила эти затраты?

Поэтому введение моратория на перевод средств из Пенсионного фонда России в НПФ с первого января 2014 года, в первую очередь ударит по таким фондам, которые не всегда осторожно вели работу по построению партнерских сетей.

«Молчунов» также сдерживает то, что они не знают, сколько времени уйдет на заключение договора с НПФ, как долго им придется стоять в очереди…

– Для того чтобы подать заявление в НПФ, потребуется паспорт и СНИЛС (зеленая ламинированная карточка). Когда приходится заполнять все заявления вручную, на это уходит 15 минут. Но есть другие способы оформления документов. Например, в нашем фонде это можно сделать через сайт в течение пяти-семи минут. Это как минимум в два раза экономит время клиента. Можно также пригласить представителя фонда на свое рабочее место или домой, если это удобно.

После заполнения документы сдаются сотрудниками НПФ в Пенсионный фонд России, где они рассматриваются, но только по итогам года. Например, если человек заключил договор в январе, его рассмотрят только в следующем году. И деньги в случае удовлетворения заявления уйдут тоже только в следующем году.

Именно поэтому фонды сейчас так опасаются введения моратория – вся работа 2013 года ставится под угрозу. Затраты ведь они несут на заключение договоров сегодня, а транши от ПФР в следующем году могут не получить.

Как объяснить текущие ухудшения условий бизнеса НПФ? У меня две версии. Первая – передел рынка в пользу государственного НПФ «ВТБ». Вторая – государство помогает ПФР решить текущие проблемы.

– В первой версии есть рациональное зерно. Некий передел рынка в пользу тех или иных групп будет. Но два крупнейших игрока - НПФ «Газфонд» и НПФ «Благосостояние» - уже заявили, что если для осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию необходимо пройти процедуру акционирования, то они от ведения этой деятельности откажутся. Они будут работать по корпоративному пенсионному обеспечению. Можно предположить, что передел пойдет в пользу банковских групп.

Что касается предположения о помощи ПФР, то, наверное, это хорошо, когда в случае недостатка ресурсов есть возможность залезть в чужой карман, что по сути сейчас и предлагается сделать. Однако, во-первых, средства берутся на время, и через год их надо будет отдавать. Есть ли у инициаторов такого «отбора» понимание, кто будет отдавать? Во-вторых, это временное решение проблемы.

Чтобы обеспечить устойчивость и стабильность пенсионной системы, нужны другие меры. Я бы отделил текущие обязательства, которые, на мой взгляд, должны покрываться за счет бюджетных средств, от средств будущих выплат. Иначе масштаб проблемы будет только увеличиваться.

Что делать людям?

– Договор с НПФ можно и нужно заключить. Катастрофических изменений отрасли опасаться не следует. Они не ухудшат ситуацию на пенсионном рынке. Что еще может быть хуже порядка, при котором деньги налогоплательщика поступают в распределительную систему и расходуются на выплату пенсий нынешним пенсионерам? Поэтому даже если человек подпишет документы сегодня, а на следующий год будет введен мораторий и, допустим, от накопительной части государство откажется, то средства НПФ будут возвращены в общий котел под названием бюджет Пенсионного фонда России.

Как выбрать НПФ?

– По трем показателям: доходность, надежность, клиентоориентированность. Например, НПФ «Сбербанк» работает на базе одноименной банковской структуры. Он есть в любой точке России. А документы на выплату принимают только в Москве. Поэтому, выбирая фонд, нужно понять, на каких принципах строится его работа. Есть фонды, где документы на выплаты принимают в любой точке присутствия.

На какие пенсионные выплаты может рассчитывать человек, который стал клиентом НПФ?

– Работник, которому сейчас 35 лет, который начал трудовую деятельность в 21 год, а выйдет на пенсию в 60 лет и, условно, получает ежемесячно 25 тысяч рублей (было меньше, а будет больше), вступил в программу софинансирования и уплачивает максимальную сумму (12 тысяч рублей в год), - получит ежемесячно 45 тысяч рублей. Здесь важна не столько цифра, сколько структура расчетов, из которых она получилась. Из суммы в 45 тысяч рублей 18 тысяч – это выплата за счет средств накопительной части пенсии. Еще 12 тысяч рублей – деньги, которые человек перечислял по программе софинансирования с учетом государственного участия. Пять тысяч рублей – это средства, сформированные по программе негосударственного пенсионного обеспечения. И всего лишь около 10 тысяч рублей – та сумма, которая получилась за счет страховой части пенсии (куда должны пойти средства «молчунов»).

Если бы работник не вступил в программу софинансирования и не заключил договор о негосударственном пенсионном обеспечении, то при выходе на пенсию он получил бы только 28 тысяч рублей в месяц. Согласитесь, есть разница.

Есть ли условие, при котором все правила игры НПФ пойдут насмарку?

– Мировой опыт, мои прогнозы и мое отношение к этому говорят, что самыми трудными в случае внедрения накопительного компонента в пенсионной системе будут первые 20 лет. Это самые трудные годы, когда пенсионная система, которая сегодня выплачивает пенсии, недополучает часть средств. На этот период должен быть найден другой источник, за счет которого осуществляются выплаты. Через 20 лет, когда пенсионеры будут получать деньги из распределительной и накопительной систем, вопрос уже исчерпает себя. Из этих 20 лет 11 уже прошло. Осталось подождать совсем немного. С учетом той ситуации, когда цены на нефть на мировом рынке не снижаются, а Пенсионный фонд России получает те доходы, которые были запланированы, государство могло бы найти источники, для того чтобы разделить нынешние обязательства и накопления будущих пенсионеров.

В вопросах доходности накоплений на пенсию сегодня существуют альтернативы НПФ?

– На мой взгляд, нет. Негосударственные пенсионные фонды сегодня – один из самых надежных финансовых институтов в России. 2008 год – лучшее тому подтверждение: тогда в период кризиса даже государству пришлось участвовать в оздоровлении банковского сектора. А пенсионный рынок прошел этот непростой период без чьей-либо помощи.

Средняя доходность негосударственных пенсионных фондов за последние четыре года составила 43 процента при уровне инфляции 33 процента и доходности государственной Управляющей компании «Внешэкономбанк» - 31 процент. То есть НПФ обеспечили реальный прирост средств в управлении. Это о чем-то говорит.

Krasnozavodsk-mebel.ru мебель в Краснозаводске

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318