Сохраним Голубую чашу?

Сохраним Голубую чашу?

Берега уникального уральского озера Увильды обезображены хозпостройками и тонут в бытовых отходах.

Озеро испытывает большую рекреационную нагрузку: в прибрежной полосе расположено свыше 40 баз отдыха и с десяток детских лагерей. Но это полбеды: там есть хоть какие-то намеки на соблюдение санитарно-экологических норм. А вот самовольным застройщикам на них вообще наплевать. В этом мы убедились пару лет назад, когда на берегах красивейшего водоема увидели парники, купальни, бани и даже туалеты, нависшие над водной гладью. А гаражи (и не только для моторных лодок) располагались в нескольких метрах от уреза озера…

Гараж на берегу

Начальник участка № 18 областного государственного учреждения «Особо охраняемые природные территории» Челябинской области Александр Крупин приезжал в Кыштым судиться как раз по поводу незаконной гаражной постройки.

— На меня возложены функции контроля и выявления нарушений природоохранного законодательства, — объясняет Александр Иванович. — А это значит, что под моим наблюдением более 3000 дачных участков, 6 садоводческих кооперативов, 5 поселков и 69 баз отдыха. Сегодня на заседании суда ответчиком выступает житель Челябинска, выстроивший гараж без разрешительных документов в границах береговой полосы, предназначенной для общего пользования.

Знакомая ситуация. Когда в августе 2005 года мы проводили журналистское расследование по поводу аналогичных и куда более масштабных строений, то наблюдали, как дачники второй линии по узким тропочкам меж заборами двух вилл пытались пробраться к воде. Препятствием служили то цепные псы, то как бы случайно закрытая калитка. Нам жаловались: «Никогда такого не было, а сейчас все проходы к озеру заблокировали. Ни покупаться, ни позагорать, ни порыбачить. Уже не только землю, но и воду захапали!»

Плоды деятельности «захватчиков» на виду. Один из них соорудил дебаркадер на пару соток вглубь озера (хоть океанские корабли принимай!), другой — висячие сады Семирамиды (метров на 20 над озером парники и теплицы). Третий оборудовал римские термы с выходом в Увильды. А тут какой-то гараж!

— В шестой статье Водного кодекса, — замечает Крупин, — выделена полоса для общего пользования, где каждый может отдыхать, рыбачить, парковать лодку, то есть беспрепятственно подойти к береговой линии. А тут гараж с сопутствующими заборами! И дело не столько в самом гараже, сколько в том, что дурной пример заразителен. Люди, смекнув, тут же стали огораживать заборами земельные участки под огороды. Это строжайше запрещено в пределах Увильдов, являющегося памятником природы. Кстати, все подобные садово-огородные участки незаконны. Да и вид берега, мягко говоря, малопривлекателен. Он захламлен навозом, битым шифером, старыми покрышками и прочими отходами человеческой деятельности.

Читайте кодекс!

Трудно предположить, будто дачники не ведают, что творят. Как раз профилактической работы предостаточно. Известна позиция губернатора, направленная на создание законодательных актов по защите нашей Голубой чаши. С этой целью активисты региональной общественной организации «В защиту озера Увильды» выпускают даже газету «Увильдинка».

— Да все все прекрасно понимают, — уверен Александр Иванович. — Чтобы что-то построить, надо прежде получить разрешение. Почитайте Градостроительный кодекс — там все сказано!

Но к кодексам и законам у нас отношение, как говорил по другому поводу поэт, плевое. Вот почему помимо незаконных построек едва ли не большая беда — загрязнение некогда чистейшего озера и береговой полосы.

— Ближайшие полигоны ТБО (твердых бытовых отходов) находятся за 40—50 километров отсюда, — констатирует Крупин. — Но кто погонит машину с мусором в Аргаяш, Карабаш или Кыштым? Проще вывалить в лесу.

А то и в воду… Мы наблюдали, как дрейфуют по озерной глади картофельные очистки, рыбьи головы и полиэтиленовые пакеты. И если экологи периодически очищают лес и береговую полосу от несанкционированных свалок, то в воду никто не лезет. И в этом случае вместо чистого, вымощенного галькой озерного дна спустя несколько десятилетий мы будем иметь огромную помойку.

«Прибой» дает отбой?

В 1969 году Увильдам присвоен статус памятника природы. Но это не помешало в 1975 году качать из него воду в Аргазинское водохранилище для обмелевших Шершней, откуда пьет Челябинск. Тогда вода отступила от берегов на расстояние до 100 метров.

В 2006 году правительство области утвердило Положение о памятнике природы. Этот документ — свод запретов. Они касаются сброса сточных вод, грунта и мусора в озеро, использования моторных лодок, заправки автомобилей и тракторов на берегах, размещения автостоянок, распашки прибрежных земель, промышленного рыболовства и рыбоводства. Словом, всех видов деятельности, препятствующих сохранению и восстановлению озера Увильды. Что можно против этого возразить?

Экологи полностью согласны с запретами на несанкционированные свалки мусора, самовольное строительство коттеджей и на дикий отдых. Но… Нужен ли запрет на строительство автостоянок? Сегодня отдыхать все приезжают на машинах. Где их ставить? Не будет охраняемой стоянки со всеми полагающимися атрибутами, авто все равно припаркуют на берегу. Не лучше ли построить официально разрешенную стоянку, оснастить ее так, чтобы и отдыхающим было комфортно, и природе не наносился урон. Для этого надо забетонировать участок, установить специальный кессон и т.д. Кстати, подобную стоянку хотели построить в свое время на базе «Прибой» ПО «Маяк». Но для этого надо было срубить 12 сосен. Такого разрешения экологи дать не могли: рубка леса на берегах озера запрещена. В итоге машины ставят и моют где попало. Сливы масел и бензина текут в водоем. Вот и подумаешь: стоят ли того те и по сей день растущие сосны?

А как у них?

В свое время наш добрый знакомый Герман Рябинин, которому газета "Челябинский рабочий" не раз помогала в решении экологических проблем, побывал в Финляндии. Там на специально освобожденном от деревьев и огороженном участке площадью не менее 10 га он увидел стадо пасущихся коров. По мере поедания травы буренки ежедневно смещались в одну из семи секций этого загона. А остальные секции в это время обильно орошались поливалками. У нас, как известно, стада пасутся в лесах. За день сплоченные ряды скотины проходят свыше 10 километров. Больше вытаптывают на своем пути, чем съедают. Расчетливые финны прикинули, что дешевле выделить (а значит, вырубить!) в лесу отдельный участок, нежели отдавать на «разграбление» коровам весь лес. Может, кому-то покажется некорректным сравнение коров с автомобилями. Но, на наш взгляд, есть рациональное зерно в таком подходе к решению экологических проблем.

Запретами не поможешь

Несанкционированные свалки в пределах Увильдов запрещены, как и… санкционированные. Куда девается мусор? Базы и детские лагеря отдыха по правилам должны везти его за много километров на городскую свалку. Но возят, как мы уже говорили, ближе — втихую в соседний лесок. Так не лучше ли подобрать место за водоразделом Увильдов или за краями чаши, что будет ближе, безопаснее и экологичнее? Словом, по-хозяйски.

А может, стоит по-хозяйски обойтись и с самовольными застройщиками? Как бы мы их ни костерили, но хоть малая польза озеру от них есть: они вынуждены содержать свой берег и дно прилегающей к строению части водоема в чистоте. Так, может, запретив строго-настрого дальнейшее строительство вилл и коттеджей, обложить действующих замковладельцев такими таксами за пользование водой, берегом, выложенным мрамором и гранитом пирсом, теплицей, баней, чтобы они полностью и даже с лихвой покрывали все затраты на береговые восстановительные работы? Ну, а если они не захотят платить, то, накопив со временем долги, просто лишатся своих замков. Они, например, станут пансионатами для престарелых или загородными детскими домами. Естественно, подобная экспроприация возможна только по решению суда.

Послесловие

…А суд в тот день так и не состоялся. Ответчик не предоставил необходимые документы. Судебное заседание в очередной раз отложено. Ну что ж, озеро подождет. У него почтенный возраст — 20 миллионов лет, так что торопиться некуда.

Справка

Увильды в переводе башкирского — Голубая чаша. Бессточное озеро тектонического происхождения образовалось 20 млн. лет назад в трещине земной коры шириной девять и длиной 19 километров. Площадь озера — около 8000 гектаров. Периметр — 77,5 километра. Объем озера — 1080 млн. кубометров (максимальный), средняя глубина — 15,6 метра, максимальная глубина — 38,4 метра.

Гидрографическая сеть бассейна озера Увильды представлена реками Косой, Черемшанка, ручьем Анашка, Каменной речкой, а также множеством безымянных ручьев. Основной тип питания рек — атмосферный, 80 процентов стока приходится на весенний паводок. Обширная территория бассейна занята озерами Большие и Малые Ирдяги, Садок, Алабуга, Анашка, Светлое, Теренкуль, Доронькино, Большой Биляшкуль, Акачкуль, Сабанай, Зибикуль, Биды, Косое, Попово и множеством болот. Имеются два искусственных сооружения — Увильдинский канал и канал Увильды—Аргази.

Виктор РИСКИН,

Геннадий ЯРЦЕВ

VK31226318