EUR 88.93 USD 78.64

Андрей Пшеницын: человек без права на ошибку

Андрей Пшеницын: человек без права на ошибку

Согласитесь, слова «открытость» и «финансы» обычно воспринимаются как антонимы, понятия-противоположности. Отсюда, наверно, и корни той присказки, согласно которой «деньги любят тишину».

Однако южноуральскому министру финансов Андрею Пшеницыну удалось совместить, казалось бы, несовместимое: в своей работе он открыт для журналистов, в общении с депутатами (довольно частом) не избегает острых вопросов, а что касается сайта регионального Минфина – то он вообще кладезь информации для тех, кому термины «бюджет», «кредит», «рефинансирование» - не пустые звуки.

В скобках заметим, что единственный из электронных информационных ресурсов нынешнего областного правительства этот сайт открывается простым и теплым человеческим приветствием: «Добро пожаловать на страницы официального Интернет-представительства министерства финансов Челябинской области». Вроде, мелочь, но греет же!

Однако центральные телеканалы и газеты цитируют 51-летнего южноуральского финансиста, разумеется, вовсе не за виртуальное хлебосольство. Дело в том, что в последнее время Челябинская область - особенно на фоне других регионов России - демонстрирует отчетливый позитив по части управления бюджетными процессами. Наш Минфин взял четкий курс на снижение бюджетного дефицита и уменьшения кредитной нагрузки. Так, за счет собственных средств региона в этом году произошло погашение взятых в Сбербанке займов на сумму 550 миллионов рублей. Кредиты привлекались под 10 процентов годовых, и рассчитаться с ними удалось на два года раньше отведенного договорами срока. А это сэкономило бюджету ни много ни мало 41 миллион.

- Досрочное погашение таких займов происходит уже в третий раз, – высказался по этому поводу Андрей Пшеницын. – Принимая соответствующие решения, губернатор реализует политику минимизации коммерческих долгов и повышения финансовой устойчивости региона. Используя собственные доходы и льготный кредит федерации, Челябинская область уже этой весной планирует досрочно рассчитаться со всеми банковскими кредитами.

В целом же в 2016 году долговые обязательства Челябинской области сократились на 15 процентов – с 33,4 миллиардов рублей в начале года до 28,5 миллиардов в конце.

Такой подход не мог не отразиться на оценках финансовой состоятельности Челябинской области со стороны международных рейтинговых структур. Еще осенью влиятельное агентство Fitch Ratings исправило финансовый прогноз по Южному Уралу с «негативного» на «стабильный». В то время нашлось немало скептиков, которые считали такую тенденцию недолговечной, мимолетной, «одноразовой». Однако в апреле этого года Fitch Ratings подтвердило свою оценку. Такое решение – свидетельство хороших бюджетных показателей региона и его высокой кредитоспособности, отмечают аналитики агентства.

В числе ключевых факторов рейтинга – низкий долг, невысокий риск его рефинансирования и устойчивые показатели бюджета региона. Как отмечают аналитики Fitch, долговые риски Южного Урала в прошлом году уменьшились, а сами возможности для обслуживания долга выросли. «Правительство Челябинской области использовало накопленные средства для погашения наиболее дорогостоящих кредитов, обеспечив экономию на процентах», – говорится в пресс-релизе агентства.

Положительная оценка западного агентства стала достойным ответом на упреки, прозвучавшие в адрес Челябинской области со стороны Счетной палаты РФ. Напомним, аудиторы СП в опубликованных результатах проверки поведали о росте объемов основного долга региона по кредитам в 1,3 раза. Тогда Андрей Пшеницын не заробел открыто не согласиться с выводами всемогущего федерального ведомства. В публичных выступлениях он доказывал, что Счетная палата пользуется порочной методикой подсчетов и вольно трактует законодательство. Челябинский министр даже позволил себе съязвить, что «с таким подходом проверяющих нам, видимо, придется обращаться к экстрасенсам, чтобы заранее предугадать, какой дефицит сложится и сколько денег к нам придет под конец года. В противном случае аудиторы и дальше будут выявлять превышения, которых по факту нет».

Четкость, наведенная по части бюджетного дебита и кредита, нашла свое отражение в общем уровне финансового менеджмента в регионе. По итогам 2016 года средняя оценка, характеризующая качество осуществления бюджетного процесса министерствами и ведомствами Челябинской области, составила 85 баллов из 100 возможных. Мониторинг проводился Минфином по таким направлениям как «бюджетное планирование», «исполнение бюджета», «использование инструментов повышения эффективности расходов» и «повышение прозрачности бюджетного процесса». Лидером среди органов исполнительной власти стал государственный комитет по делам ЗАГС (96,7 балла из 100). В конце списка – управление делами губернатора и правительства Челябинской области (67 баллов из 100). Между прочим, мониторинг качества финансового менеджмента проводится в регионе с 2011 года. Шесть лет назад средняя оценка министерств и ведомств была значительно ниже – 65 баллов.

- Положительная динамика среднего балла говорит о том, что качество управления бюджетными средствами на Южном Урале с каждым годом растет, – дал разъяснения Андрей Пшеницын. – В то же время у министерств и ведомств сохраняется резерв для повышения эффективности планирования и исполнения бюджета, они могут усилить контроль за использованием средств.

Не все знают, что главный финансист области по первой профессии историк. Скорее всего, из Андрея Пшеницына получился бы еще и неплохой сапер – в том смысле, что сапер ошибается один раз в жизни. Долгожители регионального правительства хорошо помнят историю, когда в 2010 году, почти сразу после своего назначения министром, Андрей Пшеницын попал в неприятную историю с госзакупками. Тогда главе Минфина вдруг понадобился эксклюзивный письменный стол за 400 тысяч бюджетных рублей. Разразился скандал в СМИ, и заявка была быстро отозвана. А непосредственный начальник министра, губернатор Михаил Юревич, грозно заявил, что это была «предпоследняя ошибка Пшеницына».

Урок пошел впрок. С тех пор Андрей Пшеницын старается ошибок не совершать. Особенно в тех случаях, когда речь идет о бюджете региона.

VK31226318