Коррупция или жизнь?

Коррупция или жизнь?

В романе «Немцы» Александр Терехов исследует субстанцию, которая заменила у нас государство

Буквально на днях новый роман Александра Терехова «Немцы» получил премию «Нацбестселлер». Ко времени рассмотрения жюри он был еще рукописью, но уже в таком виде стал предметом для живых дискуссий не только литературоведов. По общему мнению, «Немцы» - о нашей коррупции.

Терехов описывает совсем недавние времена. Москвой управляют мэр Григорий Захарович и его жена Лида, владелица ООО «Добротолюбие». Медведев сменяет Путина. Смерть Ельцина. «Элита» чувствует, что вот-вот все изменится, потому старается напоследок «живой крови напиться». Но приходящие ей на смену «новые люди» еще более алчные и даже жестокие - как, например, новый префект Восточно-Южного округа. У него и прозвище характерное - Монстр.

Главный герой романа 36-летний Эбергард как раз и работает в этой префектуре кем-то вроде начальника пресс-центра. Не бог весть какая должность, но главное - он в системе: «Если ты не пролез или выпал - тебя нет»! Система обставлена ритуалами. Тут важно, как на тебя посмотрел начальник: «с неприязнью», «без приязни» или «без неприязни». А если еще и кивнет - то, считай, поймал бога за бороду. Чиновники все время заняты «решением вопросов» (откаты, распилы, заносы). Вопрос может быть «твой» или не «твой». Если «по тебе есть вопросы» - значит ты на грани провала. Здесь масса занятных персонажей и сцен, списанных с натуры, но заставляющих вспомнить Салтыкова-Щедрина. Однако Терехов ничуть не утрирует. Он дотошно описывает неизвестную доселе субстанцию, которая у нас заменила государство.

Другая сюжетная линия - семейно-психологическая. Эбергард ушел от старой жены Сигилд к молодой жене Улрике. Разлука с дочерью Эрной гвоздем сидит в его голове… Вот и завязка основного конфликта.

И да - роман-то называется «Немцы», и это требует объяснения. Ближний круг Эбергарда - чиновники средней руки Хассо, Фриц, Хериберт. Не все «крокодилы» имеют столь экзотические для русского слуха имена. И неясно, по какому принципу происходит называние. Есть, конечно, соблазн сделать параллель с оккупантами (в блогах такой образ для характеристики поведения чиновников популярен). Можно вспомнить про «ариев» - глядя на тех недотымок, что ездят в метро. Можно было бы найти еще более тонкие аллюзии из истории и культуры, вспомнить протестантскую этику и посмотреть на ее российский извод. Опять же - «что русскому хорошо, то немцу смерть». Но, думается, «немцы» здесь - скорее, сродни междометию, эмоциональному определению. Вскрик откуда-то из советского детства. И это единственное в романе, что хоть как-то, оттеночно оценивает окружающую нас действительность.

Проза Терехова густая, иногда заставляющая вспомнить Толстого и, может быть, Солженицына. Язык ведь тоже мера возможного компромисса. Газетным можно коррупцию разоблачать (в чем уже и смысла-то большого нет). Ироническим - создавать дистанцию (не думать о плохом, не пускать к себе в душу). У Терехова - «опыт художественного исследования» не коррупции даже, а человеческой природы.

«Мир только кажется бесконечным, на самом деле все сводится к двум-трем направлениям, освоенным людьми», - вдруг ближе к концу замечает автор.

В один прекрасный или ужасный день Эбергард выпадает из системы. Это скорее осечка, чем сознательный выбор. Но вполне закономерный итог для человека.

Александр Терехов. «Немцы», Москва, «Астрель», 2012. Книга предоставлена магазином «Книжный город» (ул. Цвиллинга, 34).

VK31226318