EUR 86.86 USD 76.04

Добрая, старая классика

Добрая, старая классика
Принято считать, что фильмы уступают книгам (хотя, если брать современную литературу, я бы предпочла книги), но порой взгляд другого человека, иначе расставленные акценты, помогают увидеть в хорошо знакомой книге нечто новое, обратить внимание на пропущенные детали, которые приближают историю к нам.

А по экранизации русской классики иностранцами можно судить об отношении к России (взять хотя бы «Войну и мир» 2016 года, снятую в Великобритании, где Пьер Безухов по дороге к Ростовым гладит свинью). Но я бы хотела рассказать об удачных, на мой взгляд, экранизациях…

Две женщины (Россия) 2014

Душевный, стильный фильм, снятый стильной и умной женщиной Верой Глаголевой. В этом фильме прекрасно все: внешняя парадность, напоминающая полотна Венецианова, и яркий свет, пронизывающий картину, игра актеров, особенно улыбка Ракитина, добрая, грустная, сочувствующая, видящая, и самый дух фильма.
Любовный многоугольник получился на редкость выразительный, без пошлости. В деревню к богатому помещику Аркадию Сергеевичу Ислаеву приезжает студент Алексей Беляев для занятий с его сыном Колей. В студента влюбляются сразу две женщины: жена хозяина Наталья Петровна и их воспитанница Верочка. В Наталью Петровну давно и безответно влюблен друг семьи, Ракитин. К Верочке сватается сосед, Афанасий Иванович Большинцов.
Любовные истории смешиваются между собой, с горечью Натальи Петровны, осознавшей начало своего увядания, с неопытностью и первым прикосновением к тайне чувств Верочки, с полным самоотречением во имя любимой женщины Ракитина.

В этом фильме игра Рейфа Фанса делает его одним из главных героев. И уже становится неважным, кого любит Белов – Верочку или Наталью Петровну, или сам не успел разобраться – главное, он молод и красив, и может помочь Ислаевой вновь почувствовать себя молодой и желанной.

Вешние воды (Великобритания, Франция, Италия) 1989

К Тургеневу обращаются за рубежом особенно много и охотно, только этот роман экранизировали раз 8. Это версия Ежи Сколимовского, в главных ролях – Тимоти Хаттон, Настасья Кински и Валерия Голино.

Загадку русской души решают в минорном стиле: музыка Шопена, грустное лицо актера в начале фильма, Джемма чуть ли не в первую же встречу поет романс об ушедшем счастье. 52-летний Дмитрий Санин вспоминает о событиях тридцатилетней давности: путешествии в Европу, первой любви и помолвке, о своём предательстве.
Настасья Кински в роли Марии Николаевны мало похожа на цинично-чувственную барыню, которая завлекла Санина из сиюмитной прихоти – это трагическая фигура, желающая перед смертью взять как можно больше, самой искренне полюбить.
Конфликт объясняется слабостью и нерешительностью главного героя, запутавшегося в своих чувствах (он даже не мог сразу объясниться с Джеммой), а любовь Дмитрия и Марии – это солнечный удар, сцена с ворожащей над их стаканами цыганкой вообще отсылает к легенде о Тристане и Изольде.

Поездка в Висбаден (Россия) 1989

Российская версия «Вешних вод» Тургенева, снятая в один год со Сколимовским. Так получилось, что я посмотрела оба фильма в один вечер, и наша версия мне понравилась больше – вплоть до подбора актеров и костюмов (не знаю, кто одевал Настасью Кински, но эти туалеты больше годятся для богатой кокотки, чем для русской барыни). Евгений Герасимов показал более жестокую утрату иллюзий.
Дмитрий Санин в исполнении Сергея Жигунова – это добрый и скромный юноша, романтик, который попадает в сети Марии Николаевны лишь благодаря своей наивности. Он принимает рядовое соблазнение (сцена в сарае) за божественный дар ему лично, ради которого он отрекается от прошлого и готов следовать за кумиром на край света.
Чем больше Санин романтизирует образ Марии Николаевны, тем жестче прозрение - Санин понимает, что он один из многих, низведён до прислуги. Особенно запоминается финальная сцена – случайная встреча с Панталеоне, другом семьи Джеммы, которому Дмитрий боится посмотреть в глаза.

Кларисса (Франция, Германия) 1998

Экранизация незаконченной новеллы Цвейга, гимн счастливой любви. Вена 1914 года, работа в клинике известного профессора психиатрии Зильберштейна, беззаботная юность, поездка на конгресс в Люцерну, встреча, влюбленность, путешествие по Европе…
И все обрывается с началом первой мировой. Влюбленные оказываются по разные линии фронта, Кларисса - немка, дочь австрийского генерала, Леонар – француз и социалист. Они верят, что разлука продлится недолго, но проходит двадцать лет, прежде чем они снова встретятся.
Клариссе приходится многое пережить: смерть брата, внебрачную беременность, фиктивный брак ради ребенка, безуспешные попытки узнать о судьбе любимого человека – но соберет вместе свою семью, любимых мужчин.

Хмель преображения (Франция, Германия) 1989

Цвейг в очередной раз удивил. Его «Кристина Хофленер» начинается как история о Золушке: бедная девушка с больной матерью нищенски живет в австрийской деревне, работает на почте и принимает ухаживания местного учителя.
Но тут на богатый швейцарский курорт поблизости приезжает богатая тетя из Америки и зовет племянницу к себе встретиться. Те несколько дней переворачивают жизнь девушки: богатые наряды, новая прическа, макияж превращают Кристину в прекрасного лебедя, она имеет большой успех среди богатой молодежи и мужчин постарше. Кристина влюбляется, но правда о ней выходит наружу, и принц бросает Золушку за её бедность.
Кристина вынуждена вернуться домой, но прежнего отупения, позволяющего как-то мириться с нищетой, нет. Социальное неравенство, невозможность вырваться из цепких лап бедности – эти темы делают фильм провокационным и в наш век гламура. Роман остался незаконченным и режиссер придумал собственный финал.

24 часа из жизни женщины (Франция, Германия, Великобритания) 2002

В основе фильма лежит одноименная новелла Цвейга, рассказывающая о романе всей жизни, сжатом до 24 часов. Молодую вдову Мари её золовка вывозит в Монте-Карло развеяться. В казино Мари заворожено рассматривает руки игроков, которые выдают своих хозяев больше, чем лица. Она слышит хруст суставов и видит молодого человека, проигравшегося подчистую.
Мари понимает, что он замыслил самоубийство и хочет спасти его. Она снимает ему номер в отеле, проводит с ним ночь и влюбляется. Антон оказывается польским офицером из хорошей семьи, Мари берет с него клятву не играть и дает деньги для выкупа колье. Но на следующую ночь снова видит Антона в казино, он с оскорблениями прогоняет Мари и всё-таки стреляется.
В фильме добавлены ещё две новеллы об отставном дипломате – его отрочестве и старости. Кстати, во внезапно вспыхнувшую страсть Мари веришь, ведь в роли Антона снялся Николай Костер-Вальдау.
VK31226318