Железный путь по-японски

Железный путь по-японски

Даже в кризис Челябинский металлургический комбинат не намерен отказываться от производства рельсов для скоростных магистралей.

Как мы уже сообщали, губернатор Петр Сумин наметил серию антикризисных поездок на ключевые предприятия Челябинской области. Сегодня он посетил Челябинский металлургический комбинат. Глава области побывал на строительной площадке универсального стана непрерывного литья заготовки, посмотрел на ход реконструкции электросталеплавильного цеха № 6.

В цехе появится агрегат комплексной обработки стали - черта металлургии сегодняшнего дня. Намечалось, что цех обновят без приостановки производства уже к ближайшему маю. Но кризис планы подкорректировал. Финал реконструкции теперь ожидается к концу года, а продукция здесь пока не выпускается, так как спрос на нее упал.

В целом по комбинату объемы производства с октября по декабрь упали на 20 процентов. Сейчас соотношение поставок металла на внутренний и внешний рынки - 30 к 70. Но так как машиностроение стран Западной Европы переживает спад, то это, безусловно сказывается и на объемах работы наших металлургов, и на цене металла. Она, по словам управляющего директора предприятия Сергея Малышева, упала за последние три месяца на 40 процентов. В декабре, в сравнении с относительно благополучным сентябрем, снизилась ровно вдвое.

Среднюю зарплату по году пока удается удерживать на уровне 19352 рублей. Она достигала и свыше 20 тысяч, но в третьем квартале на 10 процентов сползла. Зато работников массово не сокращают. Персонал с дневным графиком труда, включая инженеров и техников, перевели (по выбору) либо на сокращенный рабочий день, либо на четырехдневку. Тысяча человек - в вынужденном простое с оплатой 2/3 среднего заработка. Трехсот из них переучили на дополнительные специальности и теперь задействуют на реконструкции цеха. Еще скорректировали график очередных оплачиваемых отпусков. Предлагают отгулять зимой, пока работы нет. На лето топ-менеджеры предприятия почему-то надеются.

- Металл за рубежом по-прежнему покупают, но дешево, - говорили на совещании с губернатором руководители комбината.

При существующем курсе рубля к двум мировым валютам компания вынуждена продавать металл за «кордон» по ценам едва ли не ниже себестоимости. Безубыточность экспорта, по мнению Сергея Малышева, способен обеспечить лишь курс 36 рублей за единицу американской валюты.

- Говорят, что нынешний курс доллара достиг своего пика по отношению к рублю, - заметил спикер ЗСО Владимир Мякуш, но Петр Сумин отнесся к этому заявлению скептически.

Жить трудно, но можно. Кстати, двадцатипроцентное снижение объемов производства некоторые участники совещания расценили как успех. У многих металлургических гигантов ситуация еще хуже.

С. Малышев относительное благополучие объяснил увеличением роли новых производств, в которые несколько лет вкладывались деньги. Например, новая аглофабрика увеличила свое производство на четверть. Тем не менее реальная отдача от нее не может изменить общемировой тенденции спада.

Лечиться от кризиса челябинское подразделение «Мечела» намерено изготовлением рельсов. Намеченный ранее проект по их выпуску для компании «Российские железные дороги» никто не отменял. Даже сроки реализации идеи остались прежними. К концу 2011 отладят технологию, а в 2012 начнут серийное производство.

- Проект амбициозный, - говорит директор по перспективному развитию ОАО «ЧМК» Андрей Мокринский. - Такие рельсы для высокоскоростных магистралей выпускают только две страны мира - Австрия и Япония. - Россия же подошла к тому, что либо налаживает собственное производство рельсов, либо импортирует их.

Зависимость нашей страны от рельсов очевидна. До сих пор наши пассажирские поезда следуют со скоростью 100 километров в час. Тогда как в той же Франции люди из одного пункта в другой добираются в два с половиной раза быстрее. И это для европейцев не предел: движение в 360 километров в час - уже реальность. Решено, что первая в России скоростная магистраль такого типа появится между Москвой и Санкт-Петербургом уже в ближайшие годы. Значит, составляющие для нее нужно делать уже сейчас.

Погоня за скоростями для железнодорожников - не блажь, а средство выживания в конкуренции с авиаперевозчиками. В странах Европы пассажиры уже поняли, что на поезде нередко получается быстрее, чем по воздуху. Ведь не надо добираться до загородного аэропорта.

- Пока ни один металлургический завод в стране не в силах выполнить ту задачу, которую ОАО «РЖД» ставит в планах своего развития, - говорит Андрей Мокринский. - Новые рельсы должны быть прочными, морозостойкими и без стыков. То есть рельс должен быть не 25 метров, как сейчас, а сто.

Железнодорожники готовы за свой счет оборудовать на Челябинском меткомбинате рельсосварку. С конвейера в железнодорожное полотно пойдут даже не стометровые, а восьмисотметровые плети.

Поле для реализации почти безгранично. Мало того, что вся Россия вынуждена перейти на новый путь (особенно с учетом развития инфраструктурных проектов, таких как «Урал Промышленный - Урал Полярный). Есть еще и мало освоенный этим видом продукции мировой рынок. Металл, который выдержит наш мороз, для Европы вполне сгодится.

Стоимость проекта - 32 миллиарда рублей. Для компании в кризис - сумма неподъемная. Требуется финансовая помощь правительства. В федеральном Минпроме рассматривается вопрос предоставления комбината инвестиционного налогового кредита (разновидность налоговых послаблений). Но необходима поддержка региональной элиты. Губернатор Петр Сумин обещал помочь.

Mebelistra.ru мебель на заказ Истра кухни

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318