Чего не хватает региону для прорыва?

Чего не хватает региону для прорыва?

200 дней правления в Челябинской области команды Михаила Юревича оставляют ощущение недосказанности. Все вроде происходит в основном «как надо», без серьезных срывов и ЧП.

Идут выборы и рабочие поездки, говорятся правильные слова про инвестиции и инновации, про необходимость изменения имиджа региона. Но вдруг становится очевидно: ничего, по большому счету, не происходит.

1.

Принципиальных перемен, которые назрели и перезрели в регионе за 13-летнюю «эпоху Сумина», нет. Больше того, совершенно непонятно, откуда они возьмутся и в чем могут состоять. Нет идеологии прорыва, которого оптимисты ждали от молодого и неожиданного Юревича. Соответственно нет технологий и очевидных сдвигов к лучшему (оставим пока «дорожную революцию»: ремонт дорог при наличии средств только на нашем убогом фоне может тянуть на революционный прорыв).

Вакуум событий заполняется непритязательным пиаром (как самой власти, так и ее противников), а также мелкими и крупными скандалами: продажа «Родины», дорога через сосновый бор, избиение фестиваля «Торнадо», вертолет для губернатора, чудо-кресло для министра, многомиллионные лимузины для «отцов города» и так далее.

Дефицит идей и проектов сводит на нет потенциал позитивных ожиданий и возвращает ожидания негативные. Он же рождает атмосферу недоверия, которая ставит крест на возможностях власти обновить общество, придать ему импульс к развитию.

Могут сказать: власти нынче без надобности доверие людей, ее больше не избирают! В известной степени это так, но речь не об электоральном доверии (это лишь часть вопроса), а о том доверии в обществе, которое побуждает людей встревать в новые проекты, влезать в долги, шевелить мозгами, ошибаться, но двигать жизнь вперед. Если же активные люди видят, что им опять вешают лапшу на уши, они голосуют ногами: не ходят на выборы (это полбеды), уезжают из региона, увозят отсюда свои деньги и свое видение будущего.

Образ будущего - это то, чего по-прежнему нет у Челябинской области.

2.

Примерно год назад автор этих строк предлагал сначала первому вице-губернатору Андрею Косилову, а потом и полпредству Президента РФ в УрФО концепцию «Секционной модернизации». Ее суть - в масштабном и скачкообразном прорыве именно в общественной сфере региона, ее мобилизации и «открытии». Понятно ведь, что Россия - крайне разнородная страна и не могут быть одинаковыми технологии модернизации в Дагестане, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе и Владивостоке. Областные власти, переживавшие тогда политическую агонию, подумали и сделали ставку на тактику «не высовываться, авось и не тронут». Власть тем не менее сменилась, однако и для новой администрации уже подступает «момент истины»: а что у нас еще за душой, кроме понятного нежелания жить в «литейном цехе»?

Будем откровенны: в экономике области не просматривается сдвигов, которые уводили бы ее от привычного образа поставщика стальных чушек и переработчика отработанного ядерного топлива (это уже на пике высоких технологий, заложенных Лаврентием Берия). И никакие вояжи министров и бизнесменов в Италию и Израиль не дадут понимания: а с какого это перепугу западные инвесторы вдруг ринутся на Южный Урал (о трудной судьбе тех, что все же рискнули - ниже)? Это значит, что бюджет области на все ближайшие годы опять заложник металлургов (а точнее, рынков развитых стран, Китая и Индии), а многочисленные бизнес-инкубаторы вместо высоких технологий растят коррупцию самого низкого пошиба.

Первый вице-губернатор Сергей Комяков сетует на то, что власти «не могут заставить нашу промышленность востребовать инновационные разработки». И не смогут! Потому что инновации востребуются ПРОЕКТАМИ и благоприятной общественной атмосферой, а не давлением чиновников. Ни того, ни другого у нас пока нет.

Заявлений и сигналов сегодня уже мало. За сигналами должны следовать развороты.

3.

Почему Челябинск, на резком контрасте с Екатеринбургом, так медленно и бедно застраивается, почему в центре города за последние пять-семь лет ни одного знакового, достойного столицы проекта?

В качестве возможного ответа - пример из жизни. На днях встретил помощника Евгения Рогозы (который нынче во Владивостоке строит объекты саммита АТЭС) по «Монолиту». Выяснилось, что компания сейчас продает те самые лакомые проекты, которые в свое время были яблоком раздора между Рогозой и челябинской мэрией: незавершенное строительство торгово-офисного центра на Красной у «Малахита» и участок возле нового ледового дворца на братьев Кашириных. Места лучше некуда! Покупателей нет. При этом инвестиционных денег у крупного бизнеса, которые ему некуда выгодно вложить, куры не клюют, знаю это. Уверен: главная причина в том, что предприниматели банально боятся вкладываться в подобные привлекательные объекты, зная, что на этом рынке в Челябинске чужим не рады и что к ним на второй день придут так же, как пришли когда-то к Рогозе. А они - не Рогоза. Да и остров Русский в стране один. А в Челябинске даже IKEA - «вредная» компания.

Не переломим такие настроения - бессмысленно ждать оживления на строительном рынке, крупных проектов и спроса на инновации. «Образ прошлого» не замажешь платными публикациями - его можно лишь заместить реальным образом будущего.

И тут уже речь о конкретных технологиях и идеях - разумных, оригинальных и привлекательных. Они есть.

4.

Один очень неглупый экономист на сакраментальный вопрос высокопоставленного чиновника «Как нам поднять экономику области?» ответил год назад просто: «Проведите здесь чемпионат мира по хоккею-2016!»

Это не шутка. Поток инноваций никогда не прольется в мир из уральских глубин, пора взглянуть правде в глаза. Наше главное конкурентное преимущество на глобальном рынке - транзит, расположение на пути из Японии и Китая в Москву и Брюссель. За счет современного транзита можно великолепно жить и развиваться, превратившись вместе с Екатеринбургом в своего рода «сдвоенный центр Урала», «северный Дубай».

Только путь этот должен еще состояться, должен родиться хаб (узел какой-то сети), перевалочный центр мирового значения. А здесь главное - транспортная инфраструктура, дороги, склады, отели, выставочные центры, рекреационные зоны и так далее. Ничто не дает столь мощного и быстрого толчка развитию инфраструктуры, как чемпионаты мира. И если бы в число городов, принимающих ЧМ-2016 удалось, включить Челябинск и Екатеринбург (а еще лучше и Магнитку, хотя пока там лишь Москва и Казань), это был бы прорыв.

Но даже без хоккея масштабные инфраструктурные проекты в регионе есть. Представители крупнейшей французской транспортно-машиностроительной корпорации Alstom уже несколько лет топчутся вокруг областной администрации с проектом скоростной железнодорожной магистрали Челябинск-Магнитогорск. Есть все: проекты, деньги, гарантии крупнейших банков - от Сберегательного до «Газпромбанка». В кризисный 2008 год реализация этого проекта могла принести области закупки местной продукции на 10 миллиардов рублей - кризиса у нас просто не было бы! Но бывший первый вице-губернатор Владимир Дятлов ответил инвесторам что-то вроде «генпланом развития региона эта дорога не предусмотрена». Но ведь и сегодня минэкономразвития области в упор не видит этот проект! Те самые крупные инвесторы деньгами и идеями, которых мы ждем и заклинаем, стоят у порога, но чиновники просто не пускают их в регион.

Есть еще более амбициозный проект - скоростная трасса Челябинск-Екатеринбург, проходящая через Кольцово, который как раз и превращается сейчас в хаб (дорога займет около 2,5 часа). В России нет больше двух миллионников, расположенных так близко, это огромная перспектива и выгода для жителей обоих городов и областей (тем более что ставка в территориальном устройстве страны, согласно новейшим «утечкам» из проекта президентского послания, отныне будет делаться именно на городские агломерации в два-три миллиона человек).

Но проект тоже не удостоен пока должного внимания в кабинетах высоких чиновников, это вопрос согласования интересов и амбиций на самом высоком межрегиональном уровне (губернатор Свердловской области Александр Мишарин лоббирует сейчас очень спорную скоростную магистраль Екатеринбург-Нижний Тагил, хотя есть замечательная возможность превратить Кольцово в городской аэропорт Челябинска, сделав Баландино «резервом»).

А ведь это и есть те самые гигантские инвестиции и образ будущего («Уральский Дубай»), которого так не хватает нам сегодня!

Есть замечательная, на мой взгляд, идея разрешить неразрешимую проблему челябинского метро (достраивать его нереально и не нужно, а консервировать дороже, чем строить). Можно превратить этот долгострой в современный проект скоростного городского трамвая. Часть маршрута будет проходить под землей, в уже отрытом тоннеле, а остальной маршрут - на поверхности. Проект, говорят, зарубил тот же Дятлов - для Петра Сумина челябинское метро было по каким-то очень субъективным мотивам неприкасаемым проектом. Но сейчас-то...

Есть проекты менее амбициозные, но очень перспективные. Область, к примеру, могла стать лидером телекоммуникаций. Но у нас до сих пор нет государственной политики в этой сфере (Минсвязь появилась в структуре правительства только на днях, и это, конечно, пока лишь пустое штатное расписание), а системообразующая компания - «Связьинформ» - ушла в Екатеринбург, став рядовым филиалом «Уралсвязьинформа». В области нет опорной системы передачи данных и опорного регионального провайдера. Нет даже областного интегрального интернет-сайта (при том, что половина высших руководителей Южного Урала - медийщики и масса бюджетных денег уходит частным интернет-СМИ и провайдерам).

Огромный недооцененный в плане инноваций рынок (и огромная политическая проблема одновременно) - ЖКХ. Хорошо знаю, сколько лет руководитель «Метрана», суперпродвинутый в современных технологиях Виталий Сидоров ходит к экономическим вице-губернаторам с проектом глобальной модернизации систем учета коммунальных услуг (датчиков по теплу, воде и прочим) и проектом «умных домов». На федеральном уровне были не против масштабного эксперимента на территории Челябинской области. Но господин Дятлов (понимаю, что слишком часто эта фамилия поминается, но ничего личного, просто именно этот человек был главным по экономике, не считая кур) сказал Петру Сумину: «Не надо нам этих экспериментов. Пусть федералы примут закон, а мы будем его выполнять!»

Власть сменилась, но сменилась ли ее психология?

Нет пока серьезных сдвигов и резонансных проектов на другом рынке, который мог бы стать для области самым перспективным, - агропромышленном. А ведь сегодня сельское хозяйство по прибыльности (при наличии инвестиций, опыта и технологий, чего не занимать новому областному руководству) выходит в России на второе место после сырьевого сектора.

У нас сейчас полный коллапс в строительстве, и чиновники лишь разводят руками. Между тем генеральный директор КПДиСК Юрий Федоров исписал в правительство области тонну бумаги со своей идеей фикс по поводу массового строительства в регионе арендного жилья. Если проект будет одобрен (а в Москве его уже поддержали), стройиндустрия получит мощный стимул, возродятся тысячи рабочих мест по всей цепочке - от производства стеновых панелей до обоев. Но главное - радикально поменяется ситуация на рынке жилья: люди смогут дешево арендовать его (подсчитано, что рынок устроит средняя цена в восемь тысяч рублей в месяц), а не безнадежно ожидать возможности покупки. Поменяется и градус социального оптимизма в обществе. Но проект Федорова по-прежнему без внимания.

Есть идея глобального энергетического узла в Озерском округе посредством строительства многоцелевого реактора. Это тоже очень современно, перспективно и решает массу проблем региона, снимая попутно застарелые ядерные фобии.

Общественная дискуссия вокруг трассы через Челябинский бор ярко высветила возможности всей территории от Миасса до Шершней как очень запущенного сейчас главного конкурентного преимущества Челябинска по сравнению с соседними миллионниками. Ведь какую замечательную рекреационную зону здесь можно создать! Это может стать вкладом в самую важную составляющую успешной модернизации региона - в конкуренцию за людей. И это тот шаг, который неизбежно повлечет за собой следующий - глобальное наступление на антиэкологическое поведение в Челябинске металлургических корпораций (кстати, именно открытая дискуссия вокруг бора дала инструмент этого наступления - совместную экологическую комиссию при городской администрации, в которой нашлось место реальным представителям общества).

5.

Итак, уральский транспортный коридор, телекоммуникации, ЖКХ, строительство, агропром, атомная энергетика, экология и рекреационные зоны. Есть другие идеи. Их нужно интегрировать. Ими нужно заниматься, превращая в образы, технологии и проекты прорыва. Я не говорю здесь о бесценном капитале челябинской диаспоры в Москве, который сейчас очень мало используется.

В конце концов, дело именно в этом - в готовности и желании заниматься большими вопросами, не сулящими моментальной отдачи, заниматься будущим, тогда и настоящее станет достойным. Иначе мы непременно получим новое царство временщиков, дожимающих последние соки из образа прошлого и ведущих регион в никуда.

Кто-то ведь хорошо сформулировал понятие элиты общества: это та небольшая группа людей, которая первой переходит в будущее. И берет на себя ответственность за него, добавил бы я.

Но перейти в будущее и пересесть в новую модель «Мерседеса» - разные вещи. Осознает ли власть эту разницу - вот главный политический вопрос первого и определяющего года администрации губернатора Михаила Юревича.

Александр ПОДОПРИГОРА

изготовление мебели на заказ Голицыно

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

микромагия в Новосибирске
VK31226318