Есть ли жизни после эпидемии? В Челябинске напомнили о возможности переориентации производств

Есть ли жизни после эпидемии? В Челябинске напомнили о возможности переориентации производств

В период сложной эпидемиологической ситуации в стране экономисты предсказывают гибель некоторых предприятий, относящихся к сектору МСБ (малый и средний бизнес). На этом фоне очевидно, что единственным шансом для некоторых предпринимателей будет срочная трансформация своего бизнеса. Под новые вызовы и рынки сбыта. Для таких целей в Челябинской области существует Фонд развития предпринимательства «Территория Бизнеса», который занимается, в том числе, и переориентацией производств. К сожалению, сферу услуг, больше всего страдающую из-за карантинных мер, такая программа не затрагивает, однако её возможностями могут воспользоваться другие компании.

«Медиазавод» поговорил с Леонидом Исенко, представителем Центра инжиниринга, входящего в структуру «Территории Бизнеса».

— На что могут быть переориентированы производства?

— Есть список с тысячью наименований, в котором перечислена постоянно закупаемая крупными компаниями низкоконкурентная продукция, предоставляемая либо одним каким-то предприятием, либо поставляемая вообще из-за рубежа. Список формируется корпорацией МСБ третий год. В регионах ищут компании, которые готовы взяться за производство такой продукции, на что государство выделяет средства.

— Что нужно, чтобы начать процесс переориентации?

— Если предприятие МСБ никогда не занималось выпуском такой продукции, для переориентации производства потребуется конструкторская документация. В «Территории бизнеса» помогаем её сделать. Далее требуется получить сертификаты, это тоже помогаем сделать мы. Третий этап: для организации нового производственного процесса потребуется новое оборудование, для приобретения которого существуют льготные кредиты, в их получении также помогаем мы.

— То есть можно с нуля выстроить всю цепочку, реализовать весь проект и запустить новое производство, даже если никогда ранее этим не занималось предприятие?

— Да, если коротко. Эта программа называется «Выращивание поставщиков по методике Корпорации МСБ». Это федеральный институт развития, ставший инициатором.

— Это программа существует три года. Можно ли сказать, что сейчас она становится как нельзя более востребованной? И что для МСБ возможность переориентации производства становится глотком свежего воздуха в период кризиса, вызванного эпидемией коронавируса?

— Отчасти. Продукция, которая вынесена в перечень, — сложная в производстве. Например, детали мехобработки, графитовые изделия для электростанций и так далее. Поэтому она и является низкоконкурентной, и организовать процесс переориентации производства не так просто, как хотелось бы. Приходится смотреть, есть у предприятия возможность такую продукцию создавать или нет.

— То есть, предприятие из совершенно другой области не сможет быть перепрофилировано на абсолютно новый для себя производственный процесс?

— Чем ближе тип предыдущего производства, тем проще будет осуществить переориентацию. Меньше оборудования придётся покупать, меньше сотрудников переобучать. Но никто не запрещает провести перепрофилирование с нуля.

— Как часто предприятия МСБ обращаются к вам по данной теме?

— В 2018 году, когда программа только стартовала, одно предприятие обратилось, в 2019 – пять компаний, в 2020-м ведём приём заявок, пока 2-3 компании в работе, но работа в этом году только началась, и это системная работа, занимающая немало времени.

— Как поэтапно она происходит?

— Как только к нам обращается предприятие, мы знакомим его с перечнем, он должен найти позиции, которые его заинтересуют. Если он ничего не нашёл для себя и понял, что ничего сделать не сможет, разговор на этом заканчивается. Если предприятие видит для себя возможности, интересуется одной или несколькими даже позициями, оформляется заявка. После её рассмотрения предприятие включают в программу. Далее компания должна пройти аудит, чтобы показать её состоятельность и выявить, что необходимо сделать для запуска проекта. Информация фиксируется в индивидуальной карте развития предприятия. Это некая дорожная карта, в которой будет пошагово прописано, что нужно предприятию, чтобы дойти до участия в закупках, в том числе, с участием мер господдержки федерального и регионального уровня. Как только карта утверждена, мы начинаем её реализовывать. Ведём проект через институты развития.

— Их несколько?

— Да, на первых этапах центр инжиниринга. Так как сначала документация, с неё всё начинается. На втором этапе сертификации также работает центр инжиниринга. На третьем этапе – оборудование – привлекается фонд развития промышленности или фонд развития моногородов и т.д. Также подключается региональная лизинговая компания, если нужна. Весь цикл может занимать до двух лет, например, в сфере машиностроения. Всё зависит от сложности продукции. Новую продукцию вывести на рынок всегда тяжело: конструкторская документация, опытный образец, испытания, сертифицирование, организация производственного процесса. А если речь идёт о лекарственных средствах, срок будет до пяти лет.

— Только промышленность подпадает под программу по помощи в переориентации?

— Да, сфера услуг не подпадает под неё.

купить мебель в Озёрах

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318