Антропология языком танца

Антропология языком танца

Во вторник, 28 июня, в камерном театре был аншлаг и полный солдаут. В этот день здесь закрывали сезон артисты хореографических студий и театра современного танца.

Программа вечера, как рассказала художественный руководитель Челябинского театра современного танца Ольга Пона, была составлена так, чтобы в первом отделении зрители могли увидеть экспериментальные постановки молодых танцовщиков, представляющих хореографические студии города, а на финал оставался предпремьерный показ спектакля «@POCR#ff». Говоря о работах юных коллег, Ольга Николаевна отметила богатство танцевальной лексики, с помощью которой они исследуют нашу повседневность. Именно проблема человеческого, слишком человеческого, чтобы говорить об этом языком академического искусства, объединяет танцовщиков в стиле контемпорари-дэнс. Их метод соответствует реалиям современной жизни, лишенной порядка,  ни либретто, ни главного солиста, ни кордебалета, никаких четких линий, никаких правил, никакой иерархии  ни на сцене, ни в зрительном зале.

Публика теснится на откидных местах, в проходы спешно составляют стулья. Звонит третий звонок, но еще не все желающие успели разместиться в зале. Наконец, когда суетливое движение зрителей останавливается, стоп-сигнал получает и будничный поток мыслей. Звук бегущей воды увлекает их в медитативное течение первой постановки.

Спектакль «Источник» представляет театр танца «Deep vision». Хореограф-постановщик Катя Галанова использует метафору водной стихии как символ человеческой жизни, которая берет начало не из пустоты и продолжает непрерывное течение своими неизведанными путями. Танцовщики в костюмах из голубого шелка воплощают образы воспоминаний, эмоций, чувств. Движение то замедляется и становится плавным, то встречает препятствие и на мгновение прерывается, то превращается в водоворот. Порой люди стремятся побороть этот хаотичный природный поток, и артисты надевают поверх изящных тонких блуз грубые шерстяные свитера. Сначала, кажется, что более практичная одежда согревает и дарит ощущение уюта, но скоро герои понимают, что комфорт получен ценой свободы и предпочитают избавиться от этих противоестественных оков.

Тема противопоставления природного и социального была продолжена в спектакле студии танца «Ветер перемен». Молодые хореографы Рафаэль Тимербаков и Дмитрий Чегодарь представили премьерный показ «Animal sapiens». Как говорят сами постановщики, он о том, что делает человека человеком. Трудно представить, чтобы подобное исследование было проведено в традициях классического балетного искусства, ведь мы не увидим в нем животного начала  жесткая танцевальная форма всегда подвергает биологическую телесность строгой дисциплине и искусственно преобразовывает тело в точный и послушный инструмент. Исполнитель современного танца же ничего не изображает, его тело становится главным героем, орудием самопознания и саморазвития.

Танцовщики воплощают на сцене переходные состояния, когда разум и инстинкты начинают бороться друг с другом. Мы наблюдаем проход моделей по подиуму, но вот девушки скрывают лица, и чинное модное мероприятие превращается в ритуальные пляски, люди становятся на четвереньки и приобретают повадки животных, перенимают их пластику. Маски сняты, но и в рассказе о человеческих отношениях мы начинаем видеть анималистические образы.

Завершением вечера стал предпремьерный показ спектакля артистов Челябинского театра современного танца «@POCR#ff». В окончательном варианте зрители смогут увидеть его в сентябре, но и рабочая версия оказалась впечатляющей. Авторы «Апокрифа» Мария Грейф и Андрей Зыков размышляют над событиями, не вошедшими в число официальных историй нашей жизни. Это то, что мы хотели бы сохранить в тайне, в самых сокровенных уголках души. Об этом нельзя говорить, это невозможно высказать, но и молчать нет сил. Тогда ты отпускаешь тело, и оно говорит за тебя. Так начинается контемпорари-дэнс: формально напоминающий балет, по внутреннему напряжению  театр, а по ассоциативности  симфоническую музыку.

VK31226318