Сотрудники Миасского краеведческого музея стали актерами и мастерами
Как именно приходится удерживать «рейтинг посещаемости» и звание помощника в деле воспитания «достойной, интересной личности», наш корреспондент выяснял у директора музея Аллы Овчинниковой.
- Алла Павловна, сколько человек в год посещают ваш музей, и какие формы работы используете?
- За 2015 год в музее побывало 16,5 тысяч посетителей, то есть, приметно каждый десятый житель Миасского округа.
Сотрудниками музея проводятся экскурсии для взрослых, школьников и студентов (обзорные, тематические, по городу и памятникам природы), а также традиционные городские краеведческие чтения, тематические лекции об истории края.
В практику музея прочно вошли детские праздники во дворе музея с краеведческим уклоном, уличные мероприятия для взрослых. В сотрудничестве с управлением образования реализуется программа «Музейка» для дошколят и младших школьников.
- Как удается быть интересными для детей и подростков?
- Чтобы быть востребованным сегодняшним поколением детей и подростков, музей должен быть мобильным, креативным. Мы находимся в постоянном поиске не только новых экспонатов, но и новых форм и методов общения посетителя с музейными ценностями, которые позволят заинтересовать современную детскую аудиторию.
Современные дети вырастают на интеллектуальных игрушках, компьютерных играх, в Интернете могут без труда получить информацию о любом предмете, который раньше можно было увидеть только в музее. Учитывая это, мы должны предлагать уникальный продукт, который сможет составить достойную конкуренцию индустрии развлечений. Стали искать новые методы работы с детской аудиторией.
Поскольку для ребенка основной формой познания окружающего мира является игра, используем одну из инновационных форм работы в данном направлении – интерактивную игру. Интерактивное занятие предполагает активное взаимодействие, в том числе с привлечением музейных средств и музейных экспонатов.
Это намного интереснее для посетителя, поскольку он принимает непосредственное участие в каком-то процессе.
Согласитесь, одно дело, когда ребенок просто смотрит на витрину с экспонатами, слушает экскурсовода, и совершенно другое, когда он может превратиться в первобытного человека и сделать глиняный сосуд или орудие труда, лично намыть золота или поискать клад золотопромышленника. У мальчишек и девчонок сразу загораются глаза! Яркие эмоции и личный опыт помогают лучше узнать и легче усвоить новое.
- К новому учебному году вы подарили ребятам бесплатное посещение музея и предложили поучаствовать в мастер-классах «Города мастеров». С какой целью, что нового мальчишки и девчонки узнали?
- Наши научные сотрудники превратились в актеров и показали школьный спектакль по мотивам «Сказки о потерянном времени», в который вовлекли детей. Те с азартом «подсказывали» героям ответы на каверзные вопросы из истории школы и школьных предметов. Это и была первая задача: в интересной форме дать знания.
После спектакля мы предложили школьникам приобрести дополнительные знания, освоить некоторые русские ремёсла в «Городе мастеров». Прямо во дворе музея разместили «тематические» столы, и наши сотрудники провели мастер-классы: урок чистописания гусиными перьями, плетения из рогоза, работы с берестой, кашпо из природного материала.
Изготовление поделок из рогоза, бересты - это ремёсла, характерные для XIX века, сейчас они забыты. Но музейные сотрудники пытаются их возродить, вернуться к истокам нашей русской культуры.
Поскольку дети пошли в школу, мы сделали акцент на письме перьями. Ребятишки, да и взрослые, привыкшие к компьютерам и планшетам, разучились писать ручкой, в результате - почерк испорчен. Научный сотрудник музея Анастасия Овчинникова показала, как трудно было писать перьевой ручкой, сколько трудов ребята вкладывали в урок чистописания. Ребята сами это почувствовали. Попутно узнали много интересного об истории и видах перьев.
Заинтересовались ребята и мастер-классом по изготовлению шаркунков: это коробочка-игрушка из бересты, которые делали на Руси. С помощью научного сотрудника Елены Шевелевой собирали ее, бросали в кипящую воду, чтобы закрутилась, формировали коробочку. Когда она высыхала, рисовали на игрушке цветочек или солнышко, заполнили горошком. Прекрасный подарок-погремушка для младших сестрички или братика!
Научный сотрудник Татьяна Грунвальд учила ребят плести сувениры и книжные закладки из рогоза. Творческий процесс сопровождался рассказом о свойствах рогоза и секретах плетения. Мастер-классы пользуются большой популярностью не только у городских и поселковых школьников, но и у родителей.
- Судя по всему, научным сотрудникам и самим нравится перевоплощаться?
- Все они имеют высшее образование, глубокие знания и опыт в области музейного дела, прекрасные артистические данные, чем и делятся щедро.
- Какой интерактив предназначен для школьников постарше и для взрослых?
- Приобретает популярность акция «Ночь в музее», которую мы проводили уже шесть раз, так, в 2015 году музей посетило около 1000 человек, в основном молодежь. Темы различные – «Калейдоскоп эпох», «Военные хроники», «Колесо истории», «Народов дружный хоровод» и др.
В проведении мероприятий нам помогают наши друзья – фольклорный ансамбль «Оберег», клубы исторической реконструкции «Ратный век» (Миасс) и «Лесное братство» (Чебаркуль), мастера прикладного искусства ДШИ № 4, Дома народного творчества и ДК Бригантина, клуб общественного танца «Королевство», театр-студия «Нарния». Они вкладывают в мероприятия свои силы, талант и душу.
- Мероприятия-новинки есть?
- Сейчас музей предлагает новинку среди музейных услуг – единственный в области исторический музейный квест «Завещание золотопромышленника». Находясь в старинном особняке, посетители должны найти утерянное завещание: сложить документ по «кусочкам». Интрига в том, что эти «кусочки» не просто получить: в каждом зале нужно выполнить какое-нибудь задание. Сделаешь – получишь фрагмент документа.
В музее можно попробовать себя в роли золотоискателей, промыть золотоносные пески при помощи старых методов. «Живые экспозиции» ярче и потому лучше, чем перечисление исторических фактов запоминаются и взрослым, и детям.
Как вы поняли, интерактивные формы работы помогают решать сразу несколько задач: дают знания о родном крае, истории и культуре, развивают коммуникативные умения, умение работать в команде, анализировать ситуации. И еще немаловажная деталь: по признанию родителей и педагогов, интерактив с его частой сменой форм деятельности помогает школьникам снимать нервную нагрузку.
- Что скажете родителям, недооценивающим роль и значение музея?
- Краеведческий музей является не только научным и культурно-просветительным учреждением, хранилищем памятников материальной и духовной культуры, хранителем истории своего края, но и центром пропаганды научно-краеведческих знаний. Его значение для восприятия истории страны – сквозь призму истории родного края велико.
Так что берите своих детей за руку и вместе с ними приходите в наш музей. Здесь есть что посмотреть. Фонд музея насчитывает 21 музейную коллекцию, в которых более 60 тысяч экспонатов. Музейные предметы отражают все стороны социального и культурного развития Миасса и прилегающих территорий.
Это наша история. Кто не знает ее, никогда не сможет стать истинно просвещенным человеком.
Фоторепортаж Владимира Закатова.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве