Утильсбор поможет сохранить цены на доступные авто и навести порядок на рынке

Утильсбор поможет сохранить цены на доступные авто и навести порядок на рынке

Министерство промышленности и торговли РФ предлагает изменить с 1 ноября принцип расчета утилизационного сбора для легковых авто.

Новая методика, учитывающая как объем, так и мощность двигателя по прогрессивной шкале, не затронет большинство граждан и будет способствовать выводу рынка из «серой» зоны. Об этом в интервью ТАСС заявил глава Минпромторга России Антон Алиханов.

С 1 ноября базовая ставка утильсбора станет зависеть от типа и объема двигателя, а его мощность будет влиять на повышающий коэффициент. Основная цель нововведения – устранить структурный перекос на рынке, при котором физические лица получили искусственные преимущества перед официальными дилерами.

«Мы предлагаем сохранить действие нашей меры поддержки – льготных коэффициентов – как раз для массовых машин с мощностью двигателя до 160 л.с., наиболее востребованных у населения. Сумма утильсбора для них останется той же», – подчеркнул Антон Алиханов. 

Для новых автомобилей этой категории сбор составит 3,4 тыс. рублей, для автомобилей старше трех лет – 5,2 тыс. рублей. Министр отметил, что данная льгота покрывает более 80% автомобилей в российском парке, что гарантирует сохранение доступности транспорта для большинства граждан.

Антон Алиханов опроверг предположения о том, что нововведения приведут к резкому росту цен. «Корректировка утильсбора не повлияет на стоимость отечественных автомобилей», – заявил он, сославшись на комплекс мер господдержки для российских производителей и ответственную ценовую политику заводов.

Что касается иномарок, то, по словам министра, прямая корреляция между ставками утильсбора и ценами отсутствует. На конечную стоимость значительнее влияют курсы валют, логистика и санкционное давление. «По данным Росстата, средняя цена на новый легковой автомобиль иностранной марки за год выросла всего на 1,85% –ниже уровня инфляции», – привел данные Алиханов.

Особо высокие ставки, которые к 2030 году могут достигать 10 млн рублей, затронут исключительно автомобили люкс-сегмента, например, Rolls-Royce, BentleyContinental GT с двигателем более 3,5 л и мощностью свыше 500 л.с.

Глава Минпромторга подробно остановился на успехах отрасли, которая после тяжелого 2022 года демонстрирует уверенный рост. По итогам 2024 года производство автомобилей в РФ превысило 967 тыс. штук, что на 15,3% больше показателя 2023 года. Практически все предприятия, оставленные иностранными инвесторами, были перезапущены и работают под руководством российских инвесторов.

«Уверенно развиваемся и расширяем модельный ряд во всех сегментах транспорта. Только в легковом сегменте у нас в стране производятся автомобили более 20 брендов», – отметил Алиханов. Он также добавил, что отрасль вносит значительный вклад в обеспечение обороноспособности страны.

Новые правила не имеют обратной силы и не затронут автомобили, уже находящиеся в эксплуатации в РФ. Льготный коэффициент для машин мощностью до 160 л.с. сохранится и здесь. Учет мощности, помимо объема, позволяет корректно оценивать современные гибридные автомобили, где малый объем двигателя сочетается с высокой мощностью за счет электромотора.

Жители сельских и удаленных регионов традиционно используют автомобили повышенной проходимости отечественного производства, на которые изменения не повлияют. Для иномарок, как отметил министр, остаются доступные варианты, например, Toyota RAV4 с модификацией на 149 л.с. Популярность электромобилей и гибридов зависит в первую очередь от развития инфраструктуры. Минпромторг поддерживает производство гибридов, в том числе через программы поддержки спроса.А 85-87% праворульных автомобилей на Дальнем Востоке и по России в целом имеют мощность до 160 л.с., поэтому рисков для этой категории изменения не представляют.

Новый механизм расчета утильсбора направлен на создание более справедливых и прозрачных условий для всех участников рынка, стимулирование отечественного производства и противодействие «серому» импорту.


VK31226318