Школа ХХI века: без ручек, тетрадей и книг

Школа ХХI века: без ручек, тетрадей и книг

Еще совсем недавно учителя сердились, если ученик приносил в школу мобильный телефон, смартфон или планшет. Нельзя, объясняли они, отвлекает от урока. А сегодня вся эта техника существует в школе на законном основании. Как она изменила жизнь школьника и учебу? И что будет дальше?

Уже сегодня школы области можно назвать электронными. В большинстве из них внедрена система «Сетевой город». В нем прописались электронные дневники, электронное расписание, электронная лента новостей, электронная почта и многое другое.

Первыми ее оценили родители. Экономия времени колоссальная. Не нужно бежать в школу по любому поводу, караулить учителя под дверью кабинета. Захотел посмотреть, какие оценки у сына или дочери - вот они, в компьютере. Нужно проверить домашнее задание, через минуту узнаешь его. И тут уж чадо не отвертится, утверждая, что учительница сегодня ничего не задала. А если лень открывать Интернет, то можно подключить SMS-услугу. Как только учитель поставил оценку, родителям тут же придет сообщение на мобильный телефон.

Правда, непонятно, почему ребенку поставили четверку, тройку, а то и двойку. Спросить учителя не очень удобно. Может подумать, что родители выпрашивают оценку. Да и учитель при его нагрузке может забыть какие-то детали урока. Электронная система хоть и хороша, но еще не совершенна.

А что приобрел ученик с приходом новых технологий? В его распоряжении оказалось мультимедийное оборудование, интерактивные доски, приставки. Есть в школах цифровые лаборатории, микроскопы, айпады, электронная система голосования, робототехника. Некоторые школы Копейска в экспериментальном порядке перешли с бумажных учебников на цифровые аналоги, так называемые девайсы.

В Челябинске порядка десяти школ тоже участвуют в этом эксперименте. Они на пути к школе ХХI века, где не будет ручек, тетрадей, книг в привычном виде. Но этого мало, считает начальник управления по информационным технологиям и информационной безопасности ЧГПУ Роман Колбин. Массовая школа, по его мнению, по-прежнему отстает от технического прогресса, несмотря на современную технику, которой оснастили практически все школы, даже сельские.

Как долго будут еще существовать новые технологии вместе со старыми формами обучения? Пока учителя не преодолеют инерцию, говорит Роман Владимирович. Если современный ребенок сначала учиться выходить в Интернет, а потом уже читать и писать, то учителя отторгают новую технику.

- Компьютеры часто выполняют роль пишущей машинки. И ничего нового, кроме экономии времени, в школу не привносят, - говорит Роман Колбин. - А «Сетевой город» даже усложняет жизнь учителя, который вынужден делать двойную работу: заполнять электронный журнал, бумажный и так далее.

Чего боятся учителя? А не заменит ли нас, компьютер, думают они. Конечно, не заменит, уверяют специалисты. Он просто станет интеллектуальным помощником. Правда, роль учителя изменится. У него появятся обязанности тьютора, наставника, помогающего ребенку найти нужную информацию в мире знаний.

- Мы сегодня сотрудничаем с издательством «Академкнига», - рассказывает Роман Владимирович. - Оно создает новые контенты. По каждому уроку - электронная система тестирования, которая сделана в виде ЕГЭ. И оценка выставляется автоматически.

В этом случае родители видят, почему ребенок получил ту или иную оценку. Не надо ни с кем объясняться, еще и о посещаемости узнают. Если ребенок не приступал к электронному заданию, то у него стоит «н».

И это не единственные новейшие образцы электронных учебников. Недавно в Казани прошла II международная конференция «Электронная школа-2013». И там на выставке можно было увидеть много интересного.

Один из необычных школьных экспонатов - интерактивный стол. Проще говоря, это огромный планшет с множеством обучающих игр для учеников разных возрастов. Одновременно за таким интерактивным столом могут работать шесть человек. Вместе решая различные задачи, дети учатся работать в команде.

Там же была представлена и интерактивная доска нового поколения. На экран для примера вывели трехмерное изображение цветка. Картинку можно вращать в любой плоскости, не подходя к доске. Достаточно взять специальный кубик со штрих-кодами на гранях и покрутить его под камерой, закрепленной на парте. Возникает ощущение, что ты действительно вертишь цветок.

- Нам тоже есть чем похвастать, - продолжает рассказывать Роман Колбин. - По электронным книгам мы учим студентов из Турции и Китая писать на русском языке. Компьютер им показывает, правильно ли они написали или нет.

Все это, по мнению Романа Колбина, тоже можно внедрять в школы, чтобы сформировать у детей навыки умения писать и читать.

А еще есть новая программа «Офис 365». По словам Романа Владимировича, она может быть очень полезна родителям, поскольку позволяет общаться с ребенком, находясь на большом расстоянии от него. Это некий аналог скайпа, но с дополнительными возможностями. Ребенок, к примеру, пишет эссе. Родитель видит этот текст на своем экране, и предлагает свои поправки. Поэтому они работают над текстом вдвоем. Программу «Офис 365» в ЧГПУ уже внедрили на заочном отделении, и очень довольны результатом.

О преимуществах электронных устройств разговоров сегодня много. И они на поверхности. Это и огромная вместимость, когда есть доступ к фондам богатейших библиотек, при незначительном весе устройства - около 500 граммов. И замечательные видеоиллюстрации, которые «оживляют» скучные формулировки и делают наглядными абстрактные теоремы. Но электронная школа таит в себе и риски. В школе № 29 города Подольска, где только что прошел конкурс «Учитель года России-2013», ученики четыре года не брали в руки обычные учебник, тетради и ручки.

Тех, кто по старой памяти пытается решить что-то на бумаге, строго наказывают, иначе чистоту эксперимента не соблюсти. Контролирует класс педагог, сидя за своим компьютером. Вместо того чтобы вызывать школьника к доске, он выводит на интерактивную доску его «рабочую тетрадь», и задачу решают всем классом. Но за это время из ста детей одного ребенка школа все-таки потеряла. Он стал игроманом и из школы ушел. Вроде бы в процентном отношении невелика потеря, но для семьи это трагедия, перечеркнутая жизнь.

Не всем родителям нравится, что дети и дома живут в виртуальном мире, и в школе. Если раньше была проблема забрать ребенка с улицы, то теперь проблема - вывести его туда. Игромания - это один из рисков, который нужно каким-то образом избежать. Другие - повышенная утомляемость, незнание русского языка, проблема с логическим мышлением. Как быть с этим? Как возвращать в реальность детей, засидевшихся за компьютером? Ответы на эти вопросы находятся медленнее, чем приходит современная техника.

Krasnozavodsk-mebel.ru шкафы в Краснозаводске

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318