Школе поставили оценку

Школе поставили оценку
Отвечая на вопросы специально разработанной анкеты, они давали независимую оценку качества образования. Эту работу провел Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.
О результатах и первом анализе исследования нашему корреспонденту рассказывают его организаторы: ректор ЧИППКРО, доктор педагогических наук Вадим Кеспиков и первый проректор, кандидат педагогических наук Марина Солодкова.
Корр. Сегодня есть много, как любят говорить в педагогической среде, «индикативных показателей», которые позволяют сделать вывод: хорошо или плохо учат в той или другой школе? Зачем нужно было именно такое исследование?

Солодкова: Показателей действительно много. И в некоторых школах уверены, что у них все хорошо: высокие баллы ЕГЭ, участие в олимпиадах… А потом вдруг оказывается, что выпускники и родители в соцсетях рассказывают о том, как им было некомфортно…

При слове «независимая», сразу возникают вопросы- независимая от чего или кого, и как вообще добиться независимой оценки качества образования? Экспертами в нашем исследовании выступили те, кто получают образование в школе, в учреждениях дополнительного образования, и их родители.
Мы хотели узнать: а совпадают ли мнения родителей и учащихся, совпадают ли ценности и цели школы, семьи и личности. Не расходится ли это мнение с оценкой ведомства? Безусловно, есть измерения, которые определяют уровень обученности детей, но, разве нам не важно знать, а научила ли школа жизненным компетенциям, помогла ли выбрать профессию? Кому как не родителям и учащимся это знать… Вот о чем идет речь!
Кеспиков: Сама идея родилась в 2013 году, когда ЧИППКРО начал работать по федеральной целевой программе развития образования в части государственно-общественного управления. В заявку мы включили исследование уровня удовлетворенности качеством общего образования и получили поддержку и на федеральном, и на областном уровне.

Исследование было организовано на базе специально разработанных анкет. Добавлю, что оно включало не только школы, исследовалась удовлетворенность работой учреждений дополнительного образования и детских садов. Мы развернули эту работу во всех муниципалитетах области. Для нас было принципиально, чтобы ни одна школа, ни один педагог в этом опросе не участвовали.
Заполнение анкет шло на сайте ЧИППКРО в автоматическом режиме. И вот что мы получили: в исследовании приняли участие 7400 родителей и 6000 учащихся. Мы не ставили задачу – выявить «плохишей», поставить на вид…Цель совершенно другая: выявить проблемы, решение которых позволит детям и родителям чувствовать себя в школе хо-ро-шо!
Солодкова: Я хочу отметить, что среди учащихся мы опрашивали старшеклассников 15-17 лет. Старались очень корректно сформулировать вопросы. Независимая оценка качества для нас - мощный инструмент включения в жизнь школы общественности. Сегодня многие школы говорят том, что они активно привлекают родителей. Но спросите самих родителей. И они скажут вам, что привлекают их только к одному…Я думаю, все поняли, о чем идет речь …

Кстати, закон говорит о необходимости и обязательности независимой оценки качества образования. Не реже, чем раз в три года. И компетенция организации такой оценки отдана общественным советам при органах местного самоуправления или органах управления образованием.

Ну а теперь к самим вопросам…Детей мы, например, спрашивали: что ты считаешь самым главным результатом обучения в школе? А родителей: что вы считаете самым важным достижением вашего ребенка в школе? И смотрели – насколько совпадают цели и ценности.
Учащиеся чаще всего отвечали, что самое главное, что дала им школа, это жизненные компетенции, на второй позиции – знания, на третьей - школа позволила развить творческие способности. И четвертое – дала возможность общения со сверстниками. А тревожит то, что только шесть процентов детей считают, что школа подготовила к будущей профессии и к ее выбору.
Это очень мало. А учитывая, что сегодня востребованы технические специальности, школа к этому, увы, практически не готовит.

Корр – А расхождения в ответах между детьми и родителями, они ведь наверняка были? В чем едины, и в чем не сходятся отцы и дети?

Солодкова: Острых противоречий не было. Оказалось, что родители более лояльны к школе. Ну это и понятно, не они же учатся…. Впрочем, это не означает, что общий фон был негативным, нет. Исходя из опроса мы, например, выяснили, что дополнительное образование в школе и для учащихся, и для родителей представляет просто огромную ценность.

Мы спрашивали ребят: что бы ты изменил в школе? Около 50 процентов отметили, что им не хватает секций, кружков, курсов именно в школе. И это притом, что внеурочная деятельность сегодня активно развивается. А с другой стороны, учащиеся отметили, что им не хватает времени, чтобы совмещать учебу и «внеурочку». Старшеклассники прекрасно понимают, что именно дополнительное образование помогает им самоутвердиться, проявить себя.
Жалуются, конечно, на объем домашних заданий. Ну, кто бы сомневался. Это такая характерная для школы проблема: объективно педагоги прекрасно понимают, что дети перегружены. Субъективно – задают еще и еще, все кажется мало…
Следующая позиция тоже очень важна. Около 30 процентов старшеклассников отмечают, что им не хватает пространства для общения после уроков именно в школе. Ну и конечно практически у всех – огромное желание учиться в первую смену. Что, собственно говоря, сейчас поддерживается государственной политикой.

Корр. А не кажется ли вам, что эти оценки чересчур эмоциональны? Все же речь идет о независимой оценке…

Кеспиков: Может быть. Но при такой большой выборке результаты достаточно объективны. Впрочем, что такое эмоциональность? Это и есть отношение к школе, к процессу обучения…Собственно, это мы и хотели узнать. При этом, чтобы не было никакого давления на ребят, мы старались опрашивать их вне школ, на сборах, в местах отдыха…

Конечно, не всем понравились высказанные в анкетах оценки. Но нам бы очень не хотелось, чтобы кто-то обижался. Да, сегодня есть ведомственная оценка работы школы по результатам ЕГЭ, ГЕА. Но буквально недавно министр образования Ливанов сказал, что из оценки деятельности школ будут убирать результаты единых экзаменов. И тогда нужны будут другие варианты.
Если ты руководитель и работаешь над имиджем школы, оценки, которые «выставляют» родители и дети, очень важны. И подойти к этому надо с точки зрения: а где не дорабатываем, а что можно улучшить, в чем продвинуться вперед?! В любом случае, педагогическое сообщество должно понять: разворачиваться к родителям, к семье придется.
Пока мы только декларируем открытость, на самом деле ее нет. И мы очень надеемся, что наши исследования - это еще один шаг в этом направлении.
VK31226318