Светлана Симакова: «Учебные дисциплины соотносятся с жизнью, если они связаны друг с другом»
Светлана Ивановна, какие тенденции в современной журналистике вы считаете наиболее актуальными? Как они влияют на формирование образовательных программ?
Сегодня журналистика уходит в мультимедийный формат, в Интернет. Одновременно сохраняется спрос на традиционный, качественный журналистский продукт. Но использование новых технологий, в том числе, мультимедийных, неизбежно. И наша кафедра на это активно реагирует.
Мы вводим дисциплины, связанные с мультимедиа. Более того, понимаем, что в рамках какой-либо одной из них научить этому невозможно. Соответственно, основы, азы мультимедиа студент получает на специальном учебном предмете, а развивает навыки работы по новым технологиям – в процессе освоения целого ряда дисциплин, касающихся как практической журналистики, так и ее теоретических основ и смежных направлений.
В качестве примера можно привести курс «Основы конвергентной журналистской деятельности», когда для организации работы студенческой редакции, в том числе для разработки макетов газет и их верстки, используются «облачные» технологии виртуального обмена.
На ваш взгляд, мультимедийные технологии как явление нового времени обогащают печатную прессу или убивают ее?
С одной стороны, само присутствие в пространстве Интернета как бы снижает роль печатных СМИ в качестве феномена. Но, тем не менее, нельзя сказать, что мультимедийные технологии «убивают» журналистику. Наоборот, они помогают ей в развитии редакций газет и журналов. Опыт работы нашего молодого преподавателя Варвары Алексеевны Горновой по выпуску со студентами журнала «Rелеванс» это красноречиво доказывает.
Использование тайм-линий, инфографики, выполненных даже на Интернет-сервисах, обогащает типографские версии изданий. Для печатной журналистики в целом открываются новые возможности взаимодействия с аудиторией. А еще – для факультета это важно – они помогают начинающим оформителям, дизайнерам газет раскрыть свое авторское начало.
Кстати, о факультете и его приоритетах. В образовании лучше ориентироваться на новые вызовы времени и диктуемые ими стандарты или надежнее следовать традициям? Как соблюсти баланс между этими полюсами стратегии?
Наверное, самое сложное при организации учебного процесса - и классику сохранить, и новые течения не упустить ни в коем случае. Необходимы межпредметные связи. Все дисциплины должны дополнять друг друга, быть связанными между собой.
Например?
Мы в паре с профессором Мариной Викторовной Загидуллиной работаем со студентами первого курса. Она в рамках своей учебной дисциплины регулярно дает задание собрать информацию для проекта «Доброе утро, Челябинск». Студенты выходят в социум, посещают знаковые мероприятия города, обогащаются культурой. Затем на эту тему пишут эссе, то есть, под руководством Марины Викторовны работают с текстом, словом. На мою дисциплину «Форматирование медиатекста» присылают эти эссе для того, чтобы в ходе занятия преобразовать их в определенные форматы. После подключается один из блоков учебного предмета «Основы конвергентной журналистской деятельности».
В качестве итогового задания по дисциплине «Форматирование медиатекста» ребята выполняют проект - лонгрид, применяя навыки работы с мультимедийными элементами. Работа выстраивается с теми же текстами, что и в течение семестра, но они приспосабливаются под разные функциональные направления и медийные платформы. Кстати, есть все условия для того, чтобы на этой же содержательной основе создавать телевизионные и радиосюжеты для электронных СМИ факультета – радио «Диктум», телепрограмм «Журфак ТВ» и «Po_seti». Последнюю ребята успешно выпускают для трансляции на «31 канале».
Действительно, у первокурсников практика создания лонгрида вызвала большой энтузиазм. Появятся ли в следующем году новые экзаменационные требования к подобным студенческим работам?
Я специально искала новую форму экзамена по дисциплине «Форматирование медиатекста», поскольку мне казалось, что в традиционном виде – с ответами по билетам – он будет неинтересен. Важно, что студенты создают дневник своего постижения культуры и оформляют его в виде лонгрида. А тот факт, что этот проект имеет статус экзамена, стимулирует студента к развитию мультимедийных навыков.
В итоге мне очень понравились проекты, в которых студенты использовали свои журналистские наработки, сделанные в рамках курса «Основы конвергентной журналистской деятельности» (это, опять же, к вопросу о важности междисциплинарных связей). Не думаю, что в новом учебном году экзаменационные требования изменятся кардинально, но формы работы, естественно, будут совершенствоваться.
Один из самых популярных среди студентов учебных курсов называется «Социум как объект журналистской деятельности». Он ведь объединяет сразу несколько дисциплин?
Да, когда мы разрабатывали новый учебный план, то в этой дисциплине объединили те традиционные курсы, которые у нас были ранее: культурологию, философию и социологию. Ни в коем случае не значит, что мы отказались от их преподавания. Наоборот: теперь студенты получают знания из этих сфер не только в общегуманитарном контексте, но, главным образом, с позиции работы СМИ и тенденций развития медиаиндустрии.
Все, о чем мы с вами говорим, – показатель того, что традиции, которые десятилетиями складывались на факультете, обретают новые формы с учетом современных требований. Мы восприимчивы к новому, но ставку делаем не на «революции», а на последовательную работу. В результате какое бы новое направление ни развивали, мы начинаем не с нуля, а опираясь на солидную гуманитарную базу высшего образования, которая сложилась за всю историю факультета.
Журфак ЧелГУ славится углубленным изучением литературы, русского языка, истории журналистики. С учетом нынешних информационных реалий надо ли уделять столь много внимания этим предметам? Навык работы с мультимедиа на рынке труда востребован, а литература?
Преподавание литературы, как и других гуманитарных дисциплин, должно сохраняться на том же высоком содержательном уровне, который есть сейчас. Без них журналисту никуда: желание научиться писать, не читая - утопия. Но я согласна с тем, что в том же литературном курсе необходимо полнее использовать доступный сегодня спектр информационных технологий. Сейчас с коллегами обсуждаем, как лучше это сделать, причем, уже в новом учебном году. Положительный опыт есть.
Один лишь пример: профессор Константин Валерьевич Киуру, преподавая на третьем курсе историю отечественной журналистики, убедил студентов представить исторический процесс в виде тайм-линии. Ребята работали в группах (развивая, кстати, навыки командной работы), каждая в итоге на экзамене защищала свой проект. Они так увлеклись сбором информации, что создали, по сути, полноценное учебное пособие, а по форме – научно-популярный медиапродукт, способный заинтересовать любого, кто хотя бы отчасти неравнодушен к журналистике и истории.
Технологии – не самоцель, а инструмент донесения гуманитарного знания до современного молодого человека. Важно суметь представить богатейший культурный опыт человечества с помощью тех средств, которые студенту на данный момент ближе, но одновременно убедить парня или девушку в том, что умение воспринимать и интерпретировать большой текст – элемент престижа, фактор конкурентоспособности на рынке труда.
- Неужели, в эпоху твиттов, получается убедить?
- Еще бы! Не без проблем, конечно, но удается. Результат особенно очевиден на старших курсах бакалавриата. И это радует, потому что от серьезных и успешных работодателей все чаще слышу: «Главное, научите будущих выпускников мыслить». В последнее время представители медиа-бизнеса говорят об этом едва ли не на каждой научно-практической конференции как столичного, так и регионального уровней. Следовательно, есть запрос на креатив, способность постоянно генерировать новое. Такого рода творческая генерация возможна лишь с опорой на солидную гуманитарную базу.
- Значит ли это, что человек без такой базы, окончив, скажем, технический вуз и поступив в магистратуру журфака, заведомо оказывается в проигрыше на фоне однокурсников-гуманитариев?
- Совершенно не значит! Среди наших выпускников-магистров этого года - девушка с базовым математическим образованием. Она на «отлично» сдала Государственный экзамен по журналистике и столь же успешно защитила диссертацию. Существенная часть абитуриентов становятся нашими магистрантами, ранее получив нежурналистские специальности, и все они прекрасно адаптируются в нашей среде. Нас это радует: одно дело просто быть уверенным в своей способности эффективно передавать студентам гуманитарное знание и другое – видеть убедительное ее подтверждение. Думаю, помимо технологической стороны, здесь важную роль играет человеческое начало: мы максимально стараемся учесть интересы студентов. Понятие «индивидуальный подход» в нашей работе – неотъемлемая реальность, а не избитая фигура речи.
- А со своими бакалаврами не обидно расставаться – с теми, кто вместо перспектив получить на родном факультете степень магистра окунается с головой в практическую деятельность или продолжает образование в совершенно другой сфере?
- Не обидно – точно! Наши выпускники знают, чего хотят, и за них, за их желание постоянно совершенствоваться, в том числе, овладевая навыками других профессий, можно порадоваться.
Они без проблем устраиваются в штат авторитетных СМИ региона и страны (иногда еще в процессе обучения), делая стремительные карьеры на телевидении, радио, в печати и Интернет-ресурсах. Многие находят свою стезю на руководящих должностях пресс-служб коммерческих компаний, государственных и муниципальных структур. Другие успешно осваивают новейшие направления медиа, формируя в этой сфере собственные тренды. Наших выпускников много в компаниях обеих российских столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Есть те, кто работает по специальности за рубежом, и это не просто результат случайностей.
Сужу об этом по тем отзывам, которые наши студенты получают по итогам прохождения практики на факультете медиа Кильского университета. Он расположен в немецком городе Киль. Практика выпадает на время проведения парусной регаты – знаменитой в Германии Кильской недели. Студенты участвуют в освещении этого масштабного события. Так вот, от немецких кураторов доводилось слышать, что их впечатляет работоспособность наших ребят, способность трудиться вне рамок рабочего времени и добиваться результата. А одна из наших девушек по возвращении рассказывала: чуть ли не в первый день вручили камеру и со словами «русские хорошо снимают» отправили на задание. Справилась!
- Легко попасть на практику в Германию?
- Группа состоит из нескольких человек, серьезные требования к знанию английского языка. Но ничего невозможного нет: тот, для кого это, действительно, важно, и кто готов вкладывать в поездку собственный труд, своего добивается.
- Вернемся к магистратуре журфака ЧелГУ. О каких направлениях подготовки идет речь, в чем их особенности, перспективы?
- Одно из направлений - «Журналистика». Второе - «Филология». В «Филологии» есть профиль «Креативные технологии в словесном творчестве и журналистике», который был открыт нами совместно с историко-филологическим факультетом. В направлении «Журналистика» - два профиля: традиционный, собственно, «Журналистика» и «Международная журналистика» (совместный проект с факультетом Евразии и Востока). Магистратуру по профилю «Журналистика» мы открыли первыми в Уральском регионе, опередив наших соседей из УрФУ в Екатеринбурге. Учебный план создавался в то время и прошел хорошую апробацию. Вместе с тем, мы увидели, что для магистров, которые получат степень через два года, он уже будет чуть староват. Поэтому недавно разработали и утвердили новый учебный план, который более актуализирован под требования завтрашнего дня.
- Играть на опережение помогает наука?
- Да, это гордость нашего факультета! Вообще, университет – учебное заведение, где, помимо, собственно, процесса обучения людей, одним из ключевых направлений деятельности является научное. И нельзя сказать, что одно из этих направлений важнее. Располагаясь на двух чашах уравновешенных весов, они и создают тот самый баланс приоритетов, о котором мы с вами говорили. Наука о журналистике, медиасреде динамично развивается, и здесь наша кафедра, тесно взаимодействуя с Центром медиаобразования факультета, находится не просто в тренде, а по многим позициям задает тон.
Мы очень активно проводим конференции, участвуем в конференциях коллег, публикуем свои работы в авторитетных научных изданиях, издаем свои научные журналы. А главное - вовлекаем в научную жизнь наших студентов. Прикоснувшись к науке, они обретают способность видеть ситуацию в целом, в ее развитии и, соответственно, принимать правильные решения. Согласитесь, это важное качество не только в профессии, но и в жизни.