Всегда ли демократия - воля большинства?
Народные эксперты рассуждают об особенностях общественного устройства.
Николай Антипин, историк
- Одна из основ демократии - принятие решений большинством, но при условии, что соблюдаются принципы равенства, свободы и всеобщности. Однако для демократического режима важны и другие условия: разделение властей и консенсус. Таким образом, демократия - не диктат воли большинства, а процесс принятия решений с учетом мнений меньшинства. В этой связи, на мой взгляд, сегодня в России нет проблемы с выборами. Результаты выборов - волеизъявление большинства. Фальсификации, если они и есть, значительно не влияют на результат.
Но мы видим серьезные проблемы с функционированием власти, разделением властей, консенсусом. Именно в этой части Россия далека от демократии. Задача оппозиции не только голоса считать, но и предлагать альтернативную программу, а это гораздо сложнее, чем выступать на митингах.
Мария Лузина, студентка
- Я не знаю, что такое демократия, проживая в России и являясь ее гражданином. Подавляющему большинству людей навязывается воля представителей эшелонов власти. При этом игнорируется гражданское мнение.
Находясь в нашей стране, сложно даже представить, что собою представляет настоящая демократическая процедура. При этом нет обратной связи в отношениях власти и общества. С одной стороны, современный мыслящий человек все меньше доверяет журналистам как источнику достоверной информации. С другой - у многих журналистов уже нет возможностей и стимулов говорить правду, зато есть понимание, на кого и в каком формате они работают.
Думаю, чтобы посмотреть на демократию в деле, нужно получить опыт проживания в стране, где она реально действует.
Алексей Казаков, литератор
- Самовыражение народа всегда разнолико. Народные массы подвержены геополитическому влиянию, они разнопассионарны, разноплеменны и так далее. Вот это «разно» и есть сердцевина конфликтности понятия демократии. А власть в каждом отдельном случае, да и в целом пытается обуздать эти народные проявления-нравы, эмоции, выплески настроений и социальных брожений (нынешняя ситуация в Турции и Бразилии тому подтверждение).
Важно учитывать и психологию толпы: одно дело, когда на площадь выходит 500 человек, а другое - когда миллион, как это было в марте 1989 года в Москве на Манежной площади. Оттого демократии той Манежной и нынешней Болотной при всей общей схожести социального настроя разнятся.
Как говорил Франц Кафка: «Когда уходит революционная волна, остается ил новой бюрократии». И, добавилю, происходит очередное, вечно повторяемое вызревание демократических всходов, обреченных со временем на увядание.
Николай Антипин, историк
Мария Лузина, студентка
Алексей Казаков, литератор