Владимиру Елистратову прислали «черную метку» через Instagram
Почему опытный бюрократ не смог вписаться в новую команду управленцев
Вечер 14 мая для южноуральских политологов и подписчиков Instagram Алексея Текслера ознаменовался эмоциональным постом врио губернатора Челябинской области, прямо намекающим на скорую смену кадров в мэрии южноуральской столицы.
«В начале апреля поручил мэрии разработать концепцию развития общественного транспорта в Челябинске. Получил на стол документ, в котором нет ни актуальных данных о состоянии системы общественного транспорта, ни анализа причин, как мы пришли к такой критической ситуации, ни четких планов. Выделять 7 миллиардов рублей под такой размытый проект – это очень сомнительная история. Честно говоря, думал, что поняли. Но вынужден еще раз подчеркнуть для всех: по-старому уже не будет. Поручил полностью переделать дорожную карту. Необходимо привлечь экспертов, учесть передовой опыт, а если в штате руководителей в городской администрации не хватает компетенций – принять кадровые решения», – написал Текслер, завершив свое послание фразой «Всем хорошего вечера».
В невинном пожелании содержалась изрядная доля жесткого троллинга – вечер одномоментно перестал быть хорошим для доброй половины мэрии. Большинство подчиненных Владимира Елистратова восприняли пост Текслера как предуведомление о скором расставании с шефом и озаботились собственными карьерными перспективами. По словам инсайдеров «Медиазавода», созвоны и переписки в мессенджерах между чиновниками разного ранга продолжались до глубокой ночи. Инсайдеры отметили, что наиболее прозорливые бюрократы еще полтора месяца назад стали прибиваться к другому берегу – команде первого заместителя Елистратова Натальи Котовой, у которой есть все шансы занять «кресло лидера», так как нынешний глава региона неоднократно положительно отмечал ее работу.
Что же такого непоправимого сделал Владимир Елистратов, что в его дальнейшую службу обществу на посту мэра не верят даже ближайшие подчиненные? Формально – почти ничего плохого, ведь главой Челябинска он стал лишь в конце февраля 2019 года, и весь развал городского хозяйства и общественного транспорта можно было бы легко списать на предшествующего Елистратову Евгения Тефтелева. Изъян Елистратова даже не в том, что он с первых же дней показал себя таким же вялым управленцем, как и Тефтелев. В некоторых ситуациях беспомощность сотрудника вполне компенсируется собачьей верностью высшему руководству, что прекрасно известно такому многоопытному топ-менеджеру, как Текслер. Однако, дело здесь явно не в управленческих качествах, а в чем-то ином.
Напомним, что об увольнении Тефтелева с поста вице-губернатора Алексей Текслер также сообщил через Instagram, резюмировав, что «для решения новых задач нужны новые люди». Уничижительный пост был трактован однозначно: высшая степень бюрократического отвержения и чернейшая из меток. Когда чиновника такого уровня лишают возможности соблюсти хотя бы видимость отставки по собственному желанию – дело пахнет не просто профнепригодностью, а кое-чем похуже. Например, коррупцией. Логично, что вслед за бывшим шефом крестик на карьере получил и его верный соратник Владимир Елистратов. Ни одному кандидату в губернаторы не нужны подчиненные, хотя бы отдаленно причастные к чему-то «этакому».
А «этакого» у Елистратова могло накопиться немало. В основном на слуху последний скандал: журналисты оппозиционных СМИ увлеченно обвиняют тандем Тефтелева/Елистратова в сомнительной передаче трех участков муниципальной земли челябинскому бизнесмену Андрею Емельянову. Однако все слухмейкеры и расследователи совершенно упускают из виду, что до работы в мэрии Челябинска оба чиновника почти шесть лет служили в региональном министерстве промышленности. При Петре Сумине Тефтелев с 2004 по 2009 год возглавлял министерство, Елистратов был его первым замом, а в 2010 ненадолго стал и министром промышленности Челябинской области. С этим периодом в жизни области связаны и участие в бесславно завершившемся проекте «Урал Промышленный- Урал Полярный», и обширная приватизация промышленных объектов и земель, и немалые средства, вложенные в поддержку «ЧТЗ-Уралтрака», но не принесшие ожидаемого эффекта. Из тех же годов региону аукаются проблемы по части лицензирования добычи полезных ископаемых и прочие полузабытые, но громкие истории, связанные с областной собственностью.
За пятнадцать лет многое стерлось в общественной памяти. Но некоторые документы бережно хранятся куда большее время, и могут эту память оживить в любой момент. Накануне выборов такое будет особенно неприятно.
Автор: Игорь Колкин