Подробности убийства: почти по Достоевскому
В Златоусте раскрыли убийство 16-летнего Эдуарда Шарипова.
Страшная находка
Тело мальчика было найдено в лесополосе в черте престижного коттеджного поселка на Черной речке 23 декабря, через три недели после его исчезновения. На вмерзшего в землю молодого человека в восемь часов вечера наткнулся мужчина, выгуливавший собаку. Как выяснилось позже, мальчик был убит еще 4 декабря, в тот же вечер, как ушел из дому на свидание к своей знакомой.
Примерно через сутки после обнаружения тела преступление было раскрыто. Подозреваемые в убийстве 17-летний студент профессионального лицея №4 Александр и его сообщница, бывшая ученица школы № 10 15-летняя Ирина арестованы. Им предъявлено обвинение в убийстве группой лиц по предварительному сговору (ст. 105 ч. 2 УК РФ).
Вычислить преступников помог так называемый «технический фактор». Было установлено место нахождения мобильного телефона, украденного у жертвы. Ограбление не было целью преступников, у них был другой, более страшный и циничный интерес. Но из жадности, по незнанию или из чувства безнаказанности убийца продал мобильник своему однокурснику. Так оперативники вышли на покупателя, а затем и на продавца. Во время обыска у него в квартире была обнаружена куртка со следами крови, часть которой была замыта. Остальную одежду преступник тщательно постирал, отмыл орудия убийства — молоток и два кухонных ножа из набора. Инструментами все эти три недели, скорее всего, пользовались по хозяйству: забивали гвозди, резали хлеб. Они были изъяты в качестве вещественных доказательств со слов подозреваемого. Он дал признательные показания и сдал свою сообщницу. Ей оказалась та самая девушка, которая пригласила Эдика на свидание.
До последнего Ирина вела себя как ни в чем не бывало, на удивление хладнокровно. И в отделении милиции, и в разговоре с родителями Эдуарда упорно твердила, что парень так и не встретился с ней в тот вечер.
Тварь дрожащая или…
Как комментирует происшедшее заместитель руководителя следственного отдела по Златоусту Александр Лапков, мотив убийства был почти по Достоевскому: преступник хотел проверить себя, способен ли он лишить жизни человека. Вошь он или «право имеет».
С Ириной, своей убийцей, Эдуард познакомился по интернету. Встретились, это было ни к чему не обязывающее свидание, оно проходило накоротке. Так намечалось и в тот страшный вечер. Эдик собирался провести время со своими друзьями по инструментальной группе, где он исполнял партию на электрогитаре. Не прощался, сказал, что подойдет через полчаса, только переговорит со знакомой.
У Ирины были другие планы. Ее приятелю-пэтэушнику Александру в этот вечер захотелось… кого-нибудь убить. Девочка предложила кандидатуру на заклание. Убийца расспросил о телосложении парня, росте, «предках». Убедившись, что будущая жертва не превосходит по силе его, субтильного от природы, и что родители не из «крутых» (мать Эдуарда работает в кафе, отец — рабочий), садист окончательно решился на преступление.
Под предлогом «посидеть на даче» Эдуарда заманили в коттеджный городок, куда приехали на маршрутке. Повели по лесной дорожке, проложенной между особняками, мимо заброшенных бараков. Убивали метрах в ста от крайнего дома. По этическим соображениям Эдуарда Шарипова хоронили в закрытом гробу.
Надеялись увидеть живым
Все эти три недели родители надеялись увидеть сына живым. Они подключили к поискам посторонних людей — бывших оперативных сотрудников, поскольку в отделении милиции №2, куда они обратились, им сказали, что ближайшие 4 дня никаких действий по розыску не будет.
— Мы столкнулись с полным бездействием и нежеланием правоохранительных органов исполнять свой профессиональный долг, — считает мать ребенка.
Родители и их добровольные помощники рассказали, что поиски пропавшего начались не сразу. Мальчик потерялся в четверг вечером 4 декабря. В ту же ночь Надежда и Станислав приехали в ОМ №2 и подали заявление. Но на выходные не было запланировано никаких оперативно-розыскных мероприятий, кроме оповещения патрулей. В субботу оперативный сотрудник отделения милиции №2 Владимир Ваньков, которому было отписано дело, отправился на день рождения к приятелю. И только жалоба «наверх» расшевелила стражей порядка. 6 декабря был объявлен план-перехват, который осуществлялся дорожно-патрульной службой, участковыми, сотрудниками уголовного розыска и другими службами. Началась отработка версий, допросы знакомых мальчика. Большинство из них родители подвозили в милицию на своей машине.
Следующим упущением родители считают то, что со стороны милиции не сразу был установлен контроль над мобильным телефоном их сына. В подтверждение этому они говорят, что документы на мобильник ребенка сотрудники милиции потребовали только 8 декабря. В МВД имеется спецподразделение, оснащенное современным оборудованием, которое способно определить место нахождения работающего телефона. Как только украденный мобильник зазвонил, а случилось это 25 декабря, стали известны координаты новоиспеченного обладателя аппарата. Поэтому преступление было раскрыто так быстро.
Как считают родители, в процессе поисков правоохранительные органы проигнорировали показания важного свидетеля. Через четыре дня после пропажи их сына знакомый Эдуарда Шарипова по учебе в техникуме Саша дал показания инспектору ПДН. Он рассказал, что в тот роковой вечер встретил Эдика с парнем и девушкой, которых видел впервые. Это случилось уже довольно далеко от места жительства, на остановке «Универмаг» (в районе машиностроительного завода), примерно через два с половиной часа после ухода мальчика из дома. Из короткого разговора Саша узнал, что молодые люди едут на дачу в пятый микрорайон. Где через три недели после преступления и было обнаружено тело.
На следующий день, 9 декабря, Сашу вызвали в милицию, где он подтвердил показания. Если бы эти данные, считают родители, были вовремя приняты милицией к сведению, район поисков был бы значительно сужен. Стало бы реальным провести обход заброшенных подвалов, чердаков и прилегающих к городским кварталам лесополос. Но мероприятия подобного плана так и не были организованы. Тело нашел случайный свидетель. Тогда Сашу стали интенсивно допрашивать. К тому времени у свидетеля уже стерлись из памяти черты убийц.
Анализируя недочеты в поисках сына, Надежда и Вячеслав сходятся во мнении, что неверной была изначальная установка относительно личности их ребенка. Было очевидно, что в милиции подразумевали, что молодой человек просто «загулял». Об этом матери сказали в трубку во время первого ее звонка по номеру «02». Много раз она получала от стражей порядка сведения о том, что ее мальчика видели здесь и там: якобы пьяным, играющим в автоматы, укравшим у кого-то телефон. На рок-концерт во Дворец Победы, проходивший 14 декабря, оперативники пришли, чтобы «перехватить» Шарипова на входе (нагулялся и придет).
Только по отделению милиции №2 проходит более тридцати потерявшихся детей. Кое-то из них — детдомовцы, другие — из неблагополучных семей. Многих из них не особенно и ищут.
Кого-то снимут с поезда в другом городе, кто-то вернется в интернат сам, наголодавшись на свободе. Все они — легкая добыча для изуверов, с шокирующим постоянством дающих о себе знать. Распознать их в толпе практически невозможно. Бездушная парочка из Златоуста — обычные на первый взгляд подростки. Учились: одна — в лучшей школе города, другой — в хорошем лицее. Дети рабочих.
Позвонив в отделение милиции №2, наш корреспондент был «переадресован» в следственный отдел по Златоусту, куда 17 декабря было передано дело. Заместитель руководителя этого подразделения Александр Лапков дал общий комментарий:
— Официальной жалобы от родителей Эдуарда Шарипова ни в прокуратуру, ни в следственный отдел не поступало, хотя они могли сделать это в законном порядке. Действительно «загулял» было одной из версий в расследовании. Она основывалась на показаниях лиц, узнававших мальчика по фотографии. Что и помешало в возбуждении уголовного дела по факту безвестного исчезновения. Прочесать окрестности пятого микрорайона силами милиции нереально — это сотни гектаров леса.