На желании получить права наживаются мошенники

На желании получить права наживаются мошенники

Алгоритм превращения пешехода в водителя известен: учеба в автошколе и сдача экзаменов. Правда, второе для некоторых становится непреодолимым барьером, и тогда на помощь незадачливым соискателям прав приходят жулики.

Липовый бланк

По статистике, в ГИБДД с первого раза успешно сдают теоретические и практические экзамены 40-50 процентов. Остальным приходится повторять попытки. Количество повторов зависит от упорства и наличия денег: за каждую пересдачу необходимо платить госпошлину.

В Кыштыме есть рекордсмены, которые по десятку, а то и более раз решали задачки, рулили по автодрому и городским улицам. Конечно, до рекорда кореянки, которая сделала 950(!) заходов, им далеко. Такая настойчивость россиянам вообще чужда. Гораздо проще заплатить, кому надо, и решить вопрос раз и навсегда. «Кому надо» звали Александром, а его телефон жителю Аргаяша Олегу подсказал другой сотоварищ по несчастью Михаил.

- Я три раза провалил вождение. На автополигоне ко мне подошел Миша, который тоже несколько раз, как и я, пробовал пересдавать, - объяснял Олег. - Он предложил купить уже заполненный экзаменационный лист. Сказал, что у него в Челябинске есть знакомый, который все это уладит. Этот знакомый, представившийся Сашей, запросил 5000 рублей. По телефону заверил, что в Кыштыме в милиции у него работает дядя, который все оформит.

Олег встретился со своим будущим «благодетелем» на окраине Челябинска, передал ему чистый экзаменационный лист и внес задаток - половину оговоренной суммы. Вторую часть вручил, когда тот вернул бланк со всеми подписями.

- Если честно, то у меня возникли подозрения, когда он отдавал лист, - признается Олег. - Но Саша все сомнения развеял. Сказал, что он помогал не только мне, и в итоге права всем выдавали. Правда, когда я ему спустя два дня позвонил, телефон уже не отвечал. И сейчас трубку никто не берет.

А тому ли я сдавала?

Все свои злоключения Олег рассказывал автору этих строк в присутствии начальника Кыштымской ГИБДД Анатолия Панова и начальника МРЭО Игоря Пыхова. К ним он и заявился с экзаменационным листом, на котором были какие-то подписи, отметки и почеркушки. У них этот «документ» вызвал однозначную реакцию - примитивная подделка. Ни одна из подписей не соответствовала автографам инспекторов, которые в действительности утверждают сдачу экзаменов. Кроме того, на «липу» указывало и то, что в графе «сдал» ручкой было выведено: «да». Экзаменаторы из ГИБДД так не делают: если сдал - то в графе не пишется ничего, если нет - то делают соответствующую отметку.

- Ты понимаешь, что не просто стал жертвой мошенника, но и сам нарушил закон? По данному факту может быть возбуждено уголовное дело за подделку документов, - втолковывал ему подполковник милиции Игорь Пыхов. - А подделывать экзаменационные листы бесполезно, потому что результаты экзаменов хранятся в базе данных, а не на «липовой» бумажке. В экзаменационном классе установлены видеокамеры: если возникают сомнения в объективности инспектора, то мы заменим его другим экзаменатором, и вождение также будут снимать на видео.

Пока длилась беседа, в коридоре волновалась землячка Олега. Она попала в аналогичную историю: тоже не могла сдать вождение, и ей предложили обратиться в Челябинск к Саше, у которого «дядя в Кыштыме». Только услуга была оценена вдвое дороже, и внести ее надо было полностью, без всякой рассрочки. За деньгами челябинец вызвался сам приехать в Аргаяш.

- Мы договорились о встрече на автовокзале, - едва сдерживая слезы, рассказывала Анна. - Он подъехал на красной спортивной машине, взял деньги и уехал. Больше я его не видела.

Анне он не дал даже липового экзаменационного листа. Через два дня перезвонил. Сказал, что ей надо явиться в следующий четверг в ГИБДД Кыштыма. Заверил, что ее здесь будут уже ждать, надо лишь зайти в кабинет к инспекторам и назвать свою фамилию. Когда Анна вновь попыталась до него дозвониться, ответа не последовало.

Игра в тотализатор

Наивность граждан порой не знает границ. А для разномастных жуликов святая простота - все равно, что Клондайк. Так, в Челябинске во время экзаменов на автополигоне дежурил представительный мужчина, предлагавший за энную сумму договориться с инструктором, чтобы помочь сдать практическое вождение. Желающие воспользоваться этой услугой становились в очередь. Получив деньги, посредник действительно подходил к экзаменаторам. О чем-то шептался с ними, потом возвращался к своим доверителям и сообщал: «Все нормально, сдашь». Если трюк не проходил, возвращал деньги: «Извини, не получилось».

Это был чистой воды тотализатор: «переговорщик» никого из инспекторов не знал, просто находил повод поговорить за жизнь и про погоду. Но по статистике около половины курсантов автошкол все-таки сда.т экзамены с первого раза. Так что в прогаре добродетель не оставался. А обещание «замолвить словечко» действовало скорее психологически - отступало волнение, проходила дрожь в коленках. Получается, этот жулик даже отчасти улучшал статистическую отчетность по сдаче экзаменов. До той поры, пока ему не попался неразговорчивый инспектор.

А как в Москве?

Радиостанция vesti.ru решила проверить, легко ли в Москве купить права и сколько это стоит.

- Стоит это 20 тысяч рублей, экзамены сдавать не будете, документы получите в течение недели. Права будут выданы конкретно из ГИБДД - все будет проходить на официальном уровне? - ответили корреспонденту в фирме, обещающей быстро и законно решить автомобильные проблемы.

Неужели все так просто? А где правоохранительные органы, почему они не борются с фальшивками и мошенниками? Борьба идет. Вот только поймать сложно - современные фирмы типа «Рога и копыта» в открытую не играют и встреч с клиентами отныне не назначают. В большинстве объявлений о продаже автоправ отсутствуют телефоны, только адрес электронной почты. Конкуренция на этом рынке высокая, даже цены на подобные услуги в последнее время упали: есть предложения изготовить права за 400-500 долларов.

Помимо того что мошенники берут на себя ответственность за ваше якобы обучение по подложному имени, они готовы также обеспечить вас всеми справками. Даже из психоневрологического диспансера. Кстати, подобная услуга стоит 1000 рублей.

В общем виде алгоритм современной покупки прав в России выглядит так: надо сбросить по электронке копии документов и сделать предоплату в размере 80 процентов на указанный счет. Потом ждать, когда придет заказная бандероль, при получении которой надо будет доплатить требуемую сумму.

Правда, сейчас на черном рынке действуют и совсем другие мошенники. Обещая заветные корочки, они просто собирают с граждан деньги. Потом попробуй их найди! Ведь кроме электронного адреса вы о них ничего не знаете.

Закон восторжествует?

Ответственность за подделку прав, к сожалению, не столь «тяжелая» статья, чтобы окончательно положить конец этому явлению. Согласно Уголовному кодексу РФ, «…использование заведомо подложного документа наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев».

Не так давно мировой суд одного из районов Красноярска наказал водителей, купивших поддельные водительские права. Двое мужчин были лишены водительских удостоверений за управление транспортом в нетрезвом виде. Это толкнуло их на новое правонарушение: по объявлению они обратились в фирму, предлагавшую вернуть права. Получили «новые». Обе подделки отличались хорошим качеством: в одной стояла другая фамилия и заламинированная лента, на которой голограмма с буквами «Rus» была желтого цвета (в настоящих правах она переливается различными цветами). В других правах была изменена дата рождения владельца.

Тем не менее, эти ухищрения не помещали опытным сотрудникам ГИБДД распознать фальшивки. В итоге водителей оштрафовали на 3000 и 5000 рублей, а также возобновили срок лишения прав.

Комментарий автолюбителя

Алексей Первухин, водительский стаж 10 лет:

- Поддельные права - это опасно! Для некоторых они становятся пропуском на тот свет. Впрочем, отдельные граждане и без документов умудряются гонять, не замечая вокруг ни машин, ни пешеходов, не чуя под собой дороги.

Марк РИСКИН

VK31226318