Заводы и автомобили: что больше вредит экологии

Заводы и автомобили: что больше вредит экологии

Несколько исходных цифр, чтобы завязать разговор. Точнее, несколько сопоставлений.

Первое сопоставление. В 1990 году заводы Челябинска выбросили в воздух 427 тысяч тонн пыли и газов, а через четверть века, в 2014 году, - 233 тысячи тонн. То есть выбросы сократились почти в два раза.

Второе сопоставление. В 1990 году Магнитогорск поднял в небо 849 тысяч тонн дымов, а через четверть века выбросы снизились до 255 тысяч тонн, то есть в три раза.

Третье сопоставление. В 1990 году дымные облака Москвы весили 312 тысяч тонн, а через четверть века - 995 тысяч тонн.

Получается так: Магнитогорск в три раза снизил вредные выбросы, а Москва в три раза их увеличила. Не для того я привел эти цифры, чтобы позлорадствовать насчет столицы, не для того. Смысл их в том, что Москва нам, челябинцам, кое-что объяснила по поводу наших воздушных перспектив.

Начну с того, что выбросы Москвы и Челябинска - разные: у Москвы они автомобильные, а у Челябинска - заводские, стационарные. Разница в том, что автомобильные выбросы - растут, а заводские - сокращаются. Наконец, еще один, может быть, самый веский довод: автомобильные выбросы мы готовы не замечать и даже принимать их как должное, как простительное, а с заводскими дымами мириться категорически не хотим, возмущаемся ими, протестуем. У нас, как видим, двойные стандарты. Мы, признаемся, - двурушники и лицемеры.

Но разве не очевидно, что - уже и теперь, а тем более впредь - выхлопные газы автомобилей опаснее, чем трубные дымы заводов? Считается, что в Челябинске вредные выбросы в атмосферу на 63 процента - от промышленности, а остальные от автомобилей. А что будет дальше? В США на тысячу жителей приходится 800 автомобилей, в Европе - 600, а в России - 150. Значит, у нас их количество может удвоиться, утроиться и учетвериться. К чему это приведет?

Согласимся с тем, что с годами выхлопные газы становятся менее вредоносными. Прошло более десяти лет с тех пор, когда наша страна отказалась от использования этилированного, то есть содержащего свинец бензина. С этого года Россия переходит на бензин Евро-5. Наши автомобили оснащаются нейтрализаторами, катализаторами, фильтрами и другими очистителями горючего. Но бензин никогда не станет абсолютно безвредным. В нем по-прежнему сотни токсичных соединений. Горожане по-прежнему вдыхают всякие бензолы, бензпирены, бензантрацены и бензфлоурантены. Особенно опасны «мелкие» аэрозоли, которые долго задерживаются в воздухе.

Но экология городов страдает не только от выхлопных газов. А пыль, которую поднимают автомобили, особенно по весне? Всю грязь, которую заводы осаждают на улицы городов, автомобильные колеса вновь поднимают кверху. Надо принимать во внимание и то, что дым от заводских труб далеко и высоко, а выхлопные газы на уровне двадцати сантиметров от асфальта. При инверсии заводским дымам надо опуститься вниз, а выхлопным газам опускаться не надо, они всегда на уровне наших ноздрей.

В экологии автомобиль проблема трудная, почти неразрешимая, и все потому, что автомобиль нам мил. Не кто-то, а мы сами вредим экологии, а признать это отказываемся. А раз так, то не нам судить других. В экологии мы не судьи, а подсудимые, только делаем вид, что она нас беспокоит, будто защищаем ее, но если и защищаем, то вдруг, спонтанно и невпопад.

VK31226318