Чайная доза

Чайная доза

Чай в пакете — идеальный способ сэкономить рабочее время и не мыть заварочный чайник дома.

И все же даже малыши понимают, что «развесной» — и лучше, и полезнее. Но время — деньги, и мы жертвуем пользой. Эксперты помогли нашему корреспонденту выбрать лучший пакет бодрящего напитка.

Наши эксперты:

Алексей САРЫЧЕВ, директор ООО «Кофе-Сервис»

Иван ЧУХЛОМИН, вице-президент организации барменов

Лиля АХМАДУЛЛИНА, продавец чая и посуды для чайных церемоний

Все начинается с открытия

Что же выбрать из ассортимента — чтобы и качества побольше, и цена была приемлемой? Для этого мы предоставили нашим экспертам возможность оценить несколько чайно-пакетных брендов, заполонивших полки челябинских магазинов.

— Важен размер листа, — говорит Алексей Сарычев, высыпая содержимое пакетика чая «Брук Бонд». — Вот это — «пыль», самые мелкие листочки. При обработке сухой чай ломается, просеивается. Хотя для пакетиков мелколистовой неплох.

Попутно эксперт отмечает наличие специальной ленты для более удобного срывания целлофана с пачек. Они есть на «Гранде» и еще ряде продуктов чайных брендов, особенно на тех, что более высокой ценовой категории. «Мелочь, а приятно!».

У «Принцессы Нури» подобного ярлычка нет, зато пакетики двухкамерные. А они предпочтительней однокамерных: чаинки лучше и быстрее завариваются, дают больше цвета и вкуса.

Чай с ресничками

Во всех чайных смесях, рассыпанных из пакетиков на блюдца, можно заметить светлые листочки-вкрапления — где-то их меньше, где-то больше.

— Это самые нежные, верхние листья побега, покрытые серебристо-белыми волосками, нераспустившиеся почки листьев чайного дерева; они считаются особо ценными, — рассказывает Иван Чухломин. — В Китае их называют байхоа, что в переводе означает «белая ресничка». Из этих листочков получаются типсы.

— Наличие типсов — признак хорошего чая, они же являются главным источником аромата, — поддерживает Лиля Ахмадуллина. — Слышали, говорят: байховый чай? В старину китайские купцы часто произносили это слово, желая подчеркнуть высокие достоинства товара. Сегодня название «байховый» стало у русского народа обобщением; так называют все рассыпные сорта чая в отличие от прессованных.

«Гранд» не понравился жесткой бумагой, из которой изготовлен пакетик:

— Экономия на бумаге отразилась на качестве, — характеризует Алексей Сарычев, долго заваривающийся чаек. Пробует:

— Вкус специфический, однако пустоват, хотя и мягкий. Есть, кажется, терпкость и запах, но больше вкус воды ощущается.

Англичане у нас чай не пьют

Больше всего по всем параметрам по душе экспертам пришелся «Липтон». У этого продукта чайные листы крупнее, среднего размера, что позволяет новомодный пакетик-пирамидка. Кроме того, «пирамидка» дает кипятку полноценно заварить чаинки, свободно циркулируя между ними. И нитка у пакета достаточно длинная — не соскочит в кружку при наливании воды. А сами пакетики не бумажные, а тряпичные, из сеточки.

Впрочем, качество того же «Липтона», по словам экспертов, в России и Англии разное. Почему же? Потому что русский человек мало понимает в чае. В его настоящем вкусе, аромате, цвете, производстве — не развита у нас эта культура. Так что нам можно спихнуть что-то и попроще.

— В одно заведение, где я работал, приходил англичанин, — вспоминает Иван Чухломин. — Так вот он не мог пить чай, который у нас продается. В итоге привозил свой и просил именно его ему заваривать.

Чашка ароматного… клея

Скрепка, сцепляющая пакетики многих брендов, — плохо. Китайцы и японцы в чайных церемониях никогда не используют приборы из металла — нельзя. Многие приклеивают нитку бумажным ярлычком, а чай с клеем — вообще нонсенс. У «Гиты» пакетики скреплены без использования металла и без применения клея — нитка вдавлена. Но и отрывается она в два счета. А вот у «Ахмада» — оба преимущества: «нежный» пакетик, нитка держится крепко. Вкус же его, аромат эксперты поставили на один уровень с «Липтоном».

«Беседа» оттолкнула жалким подобием чайного вкуса. Зато пакетиков в упаковке — 26 («берут халявой»).

— Такой пакет если залить кипятком воды из-под крана, то получится ярко выраженный вкус хлорки, — смеется Алексей Сарычев. — Впрочем, я любой чай советую заваривать очищенной водой.

У «Беседы» пакеты круглые, без нитки.

— Очень неудобно, — морщится Лиля Ахмадуллина. — Все-таки у всех индивидуальная мера заваривания — крепко, не крепко. Ложкой его, что ли, вытаскивать?..

— И вообще у каждого чая свое время и температура заваривания, — рассказывает Иван Чухломин. — У черного — 95 градусов, у зеленого — 80-90, фруктового — 70-80, белого — 60-80. Это приблизительно.

Что касается чаев с добавками, ароматизаторами и красителями, то некоторые их образцы мы тоже протестировали. Например, популярную «Яву» — зеленый с мятой и вишневый каркаде. Все согласились, что второй вид вообще не чай, и правильно, что на пачке этого не указывают. Впрочем, не все производители так добросовестны. В составе можно найти «ароматизаторы, идентичные натуральному», а уж краситель несложно разглядеть невооруженным глазом при заваривании: от пакетика начинает идти маленький сгущенный «вихрь», постепенно расходящийся в кружке. Об ароматизаторах написано и на пачке зеленой «Явы» с мятой, а также о том, что добавлены листья настоящей мяты перечной. «Три листочка на вагон добавили и закидали ароматизатором», — смеются эксперты. Стоит учесть, что большинство производителей не указывают добавок в составе.

Как выбрать лучшее

По ощущению краски в чае в основном и выстраивался наш рейтинг — истинные ценители фальшь сразу чувствуют. Обращали внимание, насколько быстро окрашивается кружка после такого чая, распространяется цвет в воде при заваривании. У натурального продукта время заваривания не меньше пяти минут. Иногда производитель обрабатывает чай дополнительно для более насыщенного вкуса и аромата — пропаривает. Однако такая процедура не добавляет качества. Чай из сырья с одной плантации может заметно отличаться в разных марках — все зависит от процесса обработки.

И еще ценный совет от экспертов: покупайте лучше продукцию того бренда, который проводит рекламную акцию. То есть пачки с красочными объявлениями о розыгрышах и их условиях. В период акций производитель учитывает, что спрос на товар поднимается и повышает его качество.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В трактатах, посвященных традиционному напитку, китайские мудрецы на нескольких страницах расписывают достоинства свежезаваренного чая и тут же добавляют: «а наутро он уже — яд».

В 2008 году исполняется сто лет чайному пакетику. Как и многие другие простые и гениальные вещи, он изобретен случайно. Владелец далекой от процветания нью-йоркской фирмы, торговавшей чаем и кофе, решил разослать покупателям образцы своей продукции. Порции чая «на один раз» были упакованы в маленькие шелковые мешочки. Большинство клиентов просто не догадались или поленились открыть упаковку, высыпать чай в заварочный чайник и заварить его традиционным способом — они залили кипятком весь мешочек. Напиток не отличался по вкусу от обычного чая, а процесс приготовления стал куда проще. Чайные пакетики стали бумажными в 1930-е годы, когда ученым удалось добиться того, чтобы тонкая бумага не размокала в кипятке.

VK31226318