Южный Урал поможет найти рецепт перехода страны к несырьевому экспорту
Федеральная «Ассоциация содействия бизнесу» решила на примере Южного Урала попытаться радикально изменить структуру товарного потока, от которого зависит валютная выручка страны. Другими словами, на практике начали реализовываться поставленные правительством задачи: как можно скорее осуществить переход с сырьевого экспорта на высокотехнологичный.
От железа – к технологиям
Об этом в минувшую среду шла речь на встрече вице-губернатора Челябинской области Руслана Гаттарова с журналистами. Чиновник объявил, что уже в сентябре челябинских предпринимателей начнут обучать основам экспортных операций. В первый набор слушателей попадут 60 представителей малых и средних предприятий.
Почему в качестве «полигона» выбрана именно Челябинская область? Ответ на этот вопрос можно получить, если внимательно изучить структуру южноуральского экспорта. Согласно официальному отчету Уральского таможенного управления, Челябинская область ежегодно продает за границу товаров на общую сумму более четырех миллиардов долларов (из них две трети – в дальнее зарубежье). Так вот: 85 процентов из этих миллиардных поставок составляют металлы и изделия из них. Понятно, что речь идет о таких титанах, как ММК, ЧТПЗ, ЧМК и немногих других. Доля же «малышей» и «середняков» в поставках за границу просто ничтожна.
Вывод напрашивается очень немудреныйй: налицо ярко выраженный сырьевой перекос южноуральского экспорта. Неблагоприятная конъюнктура на внешних рынках, санкционные барьеры, всевозможные антидемпинговые пошлины приводят к тому, что долларовые поступления от торговых операций с зарубежными партнерами в последние годы неуклонно снижаются.
Как максимально быстро «перелицевать» структуру региональной внешней торговли? Магнитогорских металлургов сложно переориентировать на выпуск смартфонов, а челябинских трубников – на производство томографов. Значит, ставку нужно делать на более гибкий сегмент промышленности – на малые и средние предприятия.
Как пояснил Руслан Гаттаров, по итогам федерального образовательного проекта будут отобраны компании, представляющие именно эту прослойку бизнеса. К сотрудничеству пригласят тех, кто уже сегодня готов предложить качественную продукцию, способную конкурировать на зарубежных прилавках. В дальнейшем эти фирмы попадут в поле зрения Российского экспортного центра и получат государственную поддержку. В частности, им будут предложены такие инструменты, как страхование экспортных сделок, оборотные средства для расширения деятельности, информационное обеспечение.
Заграницу нужно приручать
Можно без труда просчитать реакцию скептиков, которые по привычке продолжают считать, что на Южном Урале таких производителей нет и быть не может. Это, мягко говоря, не совсем так.
Навскидку приведем лишь несколько примеров успешной внешней торговой «экспансии» южноуральских предприятий. Так, челябинская компания «Резонанс» стабильно выигрывает международные тендеры по оснащению подъемных кранов высокоточными информационными блоками – электронными «черными ящиками». НПО «Урал» (оно тоже из Челябинска) настолько преуспело в производстве механических деталей из высокопрочных полимеров, что почти вытеснило с рынка немецких конкурентов. А шарами для измельчения породы копейской фирмы «Нисма» активно интересуются в ближнем зарубежье.
В этом контексте стоит упомянуть и южноуральскую сельхозпродукцию. Буквально на днях столицу региона посетила представительная китайская делегация, которая подписала соглашение о поставках в крупнейшие супермаркеты Пекина продуктов питания из Челябинской области. В Поднебесной убеждены в экологической безупречности южноуральской муки, круп, макаронных изделий, мяса и масла.
Тем не менее, по словам директора центра внешнеэкономической деятельности Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Натальи Осиповой, подобные обучающие программы были бы актуальны и для крупного бизнеса, ведь там тоже не все блестяще с компетенцией в области экспортных поставок.
- Бизнесмены Челябинской области готовы поставлять продукцию на экспорт, нашему региону есть, что предложить зарубежному потребителю. Однако многие просто не понимают, как это делать. Поэтому хорошо, если представители всех южноуральских потенциальных компаний-экспортеров будут получать такие знания, - отмечает Наталья Осипова.
Новое поколение выбирает экспорт
Председатель челябинского регионального отделения «Деловой России» Константин Захаров придерживается того мнения, что нынешнему поколению южноуральских предпринимателей ворваться на глобальные рынки будет гораздо легче, чем их отцам.
- За четверть века развития рыночных отношений в России выросло новое поколение бизнесменов. Они уже не мыслят себя вне контекста всемирного рынка, его правила естественны для них. И очень здорово, что эти люди сейчас начинают получать поддержку от государства в их стремлении найти свое место в глобальной кооперации.
Справедливости ради стоит отметить, что подобные устремления в Челябинской области нашли понимание намного раньше, чем было объявлено о старте образовательного экспорт-проекта. Больше года на Южном Урале реализуется другой проект, который носит название «ПроПуск».
«ПроПуск» представляет собой межотраслевую выставочно-коммуникационную площадку передовых проектов в области высокотехнологичного производства. Сейчас в Челябинске в рамках этого проекта подходит к концу возведение выставочного центра. Здесь, по задумке его создателей, выстраивается мощный региональный центр поддержки бизнеса и координации различных отраслей местной промышленности. В идеале предприниматели всего Южного Урала смогут в рамках «ПроПуска» нащупывать пути как на внутренний, так и на внешний рынки.
Поделиться своим мнением по поводу экспортного потенциала Челябинской области портал «Медиазавод» попросил директора АНО «Центр развития промышленных инноваций» Станислава Твердохлеба:
- В возможности наших предприятий поставлять современную и конкурентоспособную продукцию за рубеж никакого сомнения нет. Я по роду своей деятельности сталкиваюсь с такими примерами почти ежедневно. За последние годы на Южном Урале сформировался целый пласт компаний, которые дадут фору иностранным конкурентам в соотношении «цена - качество». Навскидку могу назвать предприятие «Учебная техника», которая выпускает обучающие рабочие места и компанию «Интерприбор», поставляющую в Корею и страны СНГ приборы неразрушающего контроля.
Совсем недавно я возил по Челябинску чешскую бизнес-делегацию (они хотят организовать в нашем городе производство детских колясок). Так вот: чехи пришли в восторг, когда увидели велосипед местного производства. А окончательно их «добила» информация о себестоимости изделия - они сказали, что в Чехии за эти деньги можно только заготовку для велосипеда купить.
Повторюсь: в Челябинской области немало предприятий, способных экспортировать свои изделия. Беда в том, что многие из них продолжают по старинке думать: «А кто там нас ждет?». Считаю, что стартующий в области процесс обучения бизнесменов экспортным операциям подтолкнет их к пониманию, что не нужно бояться попыток завоевывать чужие рынки.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве