Злодейства трифоновской банды
Августовский путч, развал Советского Союза, либерализация цен, финансовые пирамиды, дефолт, приватизация… Из-за нестабильной экономической ситуации в стране люди крутились, как могли: одни до ночи «вкалывали» на заводе, другие «колотили» собственный бизнес, а кто-то выбрал для себя иной путь заработка - разбои, рэкет, грабежи и убийства.
Это было зимой 1991 года, когда Анатолий Трифонов пришел в гости к своей 31-летней любовнице Ирине Ласытчук. Распивая крепкие спиртные напитки на кухне, замужняя дама сообщила своему молодому любовнику, что ждет от него ребенка. Женщина также поделилась планами о предстоящем разводе с законным супругом и желанием стать женой отца ее будущего малыша. 23-летний Анатолий Трифонов такой новости явно не был рад.
Удивительно, но Трифонов не раскаивался в содеянном, напротив, он сказал, что, убивая свидетелей, в криминальных кругах они смогут подняться на новый уровень, и из простых воров-мокрушников превратиться в крестных отцов южноуральской столицы (кстати, экранизация «Крестного отца» по одноименному роману Марио Пьюзо в 90-е как горячие пирожки расходилась на видеокассетах).
Следующей жертвой ОПГ, к которой успели присоединиться еще три ранее судимых местных жителя, стал инвалид 1-й группы, ветеран Афганистана, потерявший на вражеской мине обе ноги. Злоумышленники через осведомителей прознали, что у обездвиженного 20-летнего Николая Кирчанова дома есть чем поживиться, ведь его родители на одном из рынков города имеют несколько палаток с вещами импортного производства.
В один из дней, переодевшись в рабочую одежду, Трифонов постучал в дверь квартиры бизнесмена Петра Скрягина и представился электриком, которому необходимо снять показания счетчиков и проверить электроприборы на кухне. Войдя в дом и убедившись, что, кроме Скрягина, в жилище никого нет, Трифонов направил на мужчину зажигалку-пистолет, внешне схожую с пистолетом Макарова, и потребовал, чтобы тот сообщил, где хранятся деньги и ценные вещи. Петр Скрягин смог вырваться и выбежать из квартиры, но тут же был пойман ожидающими на этаже подельниками.
Из сейфа бандитам удалось забрать два десятка золотых украшений с камнями и приличную сумму в рублях и иностранной валюте. Кроме того, в тайнике находилась коллекция старинных монет и денежных банкнот Бразилии, Польши и Китая. Из «трешки» предпринимателя был украден видеоплеер «Фунай» с кассетами, мешок фирменной мужской одежды, хрустальная посуда, блок сигарет «Мальборо», две коробки жевательной резинки, пять коробок губной помады, дорогие наручные часы. Всего похитили имущества и ценностей на сумму более 120 тысяч рублей. Часть вещей продали, часть сдали в ларек, который «крышевали».
До смерти испуганный Скрягин об инциденте в милицию заявлять не стал. Преступники «намекнули», что если мужчина откроет рот, то на следующий же день он будет оплакивать трех своих малолетних детей - в «лихие» 90-е именно так дела и решались.
Но в этот раз молодой бандит, который, к слову, умел обольщать представительниц прекрасного пола, наведался к Кате не для любовных утех. Он уже давно вынашивал план ограбления квартиры подруги, которой от погибшего в ДТП мужа осталось кое-какое наследство.
Предполагая, что Екатерина находится дома одна, он достал из кармана металлическую зажигалку-пистолет и с силой ударил несчастную в висок. Женщина едва успела вскрикнуть и камнем упала на пол. Чтобы окончательно убедиться, что она мертва, Трифонов несколько раз попрыгал на теле любовницы.
После расправы над матерью и сыном Трифонов украл из их дома магнитофон, зимнюю шапку из хонорика, золотое кольцо, четыре аудиокассеты, кошелек с 75 рублями и проездным на трамвай. После этого убийца вышел на балкон, прыгнул на козырек первого этажа, после чего с награбленным спустился вниз.
Выйти на след ОПГ помогла случайность: летом 1993 года одна пожилая женщина пошла на рынок за резиновыми калошами и увидела, как к продавцу на вишневой «девятке» подъезжают трое молодых мужчин с золотыми цепями на шее и что-то передают в мешках.
7 участников трифоновской группировки в зависимости от степени участия в преступлениях провели от 5 до 15 лет в колониях строгого и особого режима и уже вышли на свободу. Они также были обязаны выплатить более 3 миллионов рублей в качестве компенсации морального и материального вреда семьям потерпевших.
И хоть мораторий на смертную казнь еще не был официально введен (это произошло лишь в 1997 году), начиная с 1993 года жестокие преступники становились в так называемую очередь ожидания помилования.
Такая участь ждала и антигероя нашей истории - в 1999 году указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина, руководствуясь принципами гуманности, Анатолию Трифонову заменили смертную казнь в виде выстрела в висок из табельного оружия пожизненным лишением свободы в одиночной камере колонии особого режима.
P.S. Редакция благодарит пресс-службу Челябинского областного суда за возможность работы с материалами уголовного дела Анатолия Трифонова, а также Валерия Иваненко, который оказывал консультативную помощь.
В этот раз мы расскажем читателям об организованной преступной группировке из Челябинска, которая в десятилетие разгула криминала совершала жесточайшие преступления на территории всей области и долгое время скрывалась от правосудия.Отсидев приличные сроки в тюрьмах, злоумышленники научились не оставлять следов: бравые ребята на «дело» всегда ходили в перчатках и предпочитали «убирать» всех свидетелей, даже детей…
Не женишься – сдам
Образовалась банда, которую в криминальных кругах Южного Урала называли трифоновской, в начале 1991 года, когда 23-летний Анатолий Трифонов, отучившийся в школе всего два класса, вышел из тюрьмы, где сидел за хулиганство. Вместе со своим также судимым товарищем решил «поднять бабло».Имея определенный авторитет в преступных кругах, парни занялись угоном и дальнейшей перепродажей отечественных и импортных автомобилей. К слову, незаконный «бизнес» очень быстро стал приносить неплохой заработок, и мужчины стали жить, ни в чем себе не отказывая: тусовки, женщины, дорогой алкоголь.Но угоны машин с избиением до полусмерти их водителей были лишь «цветочками» в серии тяжких преступлений трифоновских. Молодые люди достаточно быстро смекнули, что менее хлопотным «бизнесом» являются обыкновенные квартирные кражи, когда за один «визит» можно было хорошо поживиться на честно заработанном имуществе граждан. К слову, на такие мысли главаря банды навела история, произошедшая с ним самим.
Это было зимой 1991 года, когда Анатолий Трифонов пришел в гости к своей 31-летней любовнице Ирине Ласытчук. Распивая крепкие спиртные напитки на кухне, замужняя дама сообщила своему молодому любовнику, что ждет от него ребенка. Женщина также поделилась планами о предстоящем разводе с законным супругом и желанием стать женой отца ее будущего малыша. 23-летний Анатолий Трифонов такой новости явно не был рад.
Тогда подруга сказала, что если он на ней не жениться, она напишет в милицию заявление об изнасиловании и угонах автомобилей, о которых челябинка знала. Анатолий вспыхнул как спичка. Не медля ни секунды, он связал кухонным полотенцем руки беременной, избил ее до полусмерти, и пошел наполнять ванную. Когда вода уже лилась через край, молодой мужчина силой погрузил туда Ирину Ласытчук и, не реагируя на ее крики и мольбы, утопил.После мужчина снял с трупа любовницы золотое обручальное кольцо, как потом сам признался, «на память». Выпотрошив шкафы и тумбочки, он также нашел пару ценных вещей и предметов. Чтобы скрыть улики, убийца собрал с кухонного стола всю посуду, бутылки, остатки колбасы и выбросил в мусорный бак возле дома. В квартире он устроил настоящий погром, имитируя кражу. Все, к чему прикасался руками, аккуратно протер смоченной в ванне, где лежал труп, тряпочкой.
Крестные отцы Челябинска
В тот день Анатолий Трифонов пришел в дом к своему товарищу, с кем вместе угоняли машины, и признался в жестоком убийстве.Удивительно, но Трифонов не раскаивался в содеянном, напротив, он сказал, что, убивая свидетелей, в криминальных кругах они смогут подняться на новый уровень, и из простых воров-мокрушников превратиться в крестных отцов южноуральской столицы (кстати, экранизация «Крестного отца» по одноименному роману Марио Пьюзо в 90-е как горячие пирожки расходилась на видеокассетах).
Следующей жертвой ОПГ, к которой успели присоединиться еще три ранее судимых местных жителя, стал инвалид 1-й группы, ветеран Афганистана, потерявший на вражеской мине обе ноги. Злоумышленники через осведомителей прознали, что у обездвиженного 20-летнего Николая Кирчанова дома есть чем поживиться, ведь его родители на одном из рынков города имеют несколько палаток с вещами импортного производства.
В один из дней весны 1992 года пятеро злоумышленников с помощью отмычки вскрыли дверь в квартире молодого афганца. Преступники доподлинно знали, что в тот день инвалид будет дома один. Прямо с порога бандиты ворвались в комнату к Николаю Кирчанову и, накинув ему на шею шнур от телефона, задушили. Тело перенесли в ванную и залили водой.Из дома несчастного были похищены видеомагнитофон, цветной телевизор, мужская одежда, предметы быта, посуда, несколько бутылок коньяка и водки, золотые украшения и тысяча рублей, которая была спрятана в кухонном пенале. Награбленное на сумму свыше 73 тысяч рублей в тот же день было продано на рынке в Тракторозаводском районе Челябинска, а вырученные деньги опять пошли на покупку алкоголя и оплату услуг ночных «бабочек», коих в те годы развелось немало.
Рисунок паяльником
В марте 1992 года трифоновские решили ограбить квартиру местного бизнесмена, имевшего на территории Челябинска несколько продуктовых магазинов.В один из дней, переодевшись в рабочую одежду, Трифонов постучал в дверь квартиры бизнесмена Петра Скрягина и представился электриком, которому необходимо снять показания счетчиков и проверить электроприборы на кухне. Войдя в дом и убедившись, что, кроме Скрягина, в жилище никого нет, Трифонов направил на мужчину зажигалку-пистолет, внешне схожую с пистолетом Макарова, и потребовал, чтобы тот сообщил, где хранятся деньги и ценные вещи. Петр Скрягин смог вырваться и выбежать из квартиры, но тут же был пойман ожидающими на этаже подельниками.
Мужчины затащили коммерсанта в дом, связали веревками, завязали глаза и, угрожая ножом, потребовали ответа на свой вопрос. Но мужчина молчал. Тогда один из злоумышленников взял электрический паяльник, включил его в сеть и начал выжигать на спине несчастного какие-то узоры.В рот кричащей нечеловеческим голосом жертве засунули полотенце. Когда мужчина от болевого шока перестал сопротивляться, пытки прекратились. Потом преступники еще раз спросили про деньги, и наконец-то получили ответ: «В сейфе. Код 5555».
Из сейфа бандитам удалось забрать два десятка золотых украшений с камнями и приличную сумму в рублях и иностранной валюте. Кроме того, в тайнике находилась коллекция старинных монет и денежных банкнот Бразилии, Польши и Китая. Из «трешки» предпринимателя был украден видеоплеер «Фунай» с кассетами, мешок фирменной мужской одежды, хрустальная посуда, блок сигарет «Мальборо», две коробки жевательной резинки, пять коробок губной помады, дорогие наручные часы. Всего похитили имущества и ценностей на сумму более 120 тысяч рублей. Часть вещей продали, часть сдали в ларек, который «крышевали».
До смерти испуганный Скрягин об инциденте в милицию заявлять не стал. Преступники «намекнули», что если мужчина откроет рот, то на следующий же день он будет оплакивать трех своих малолетних детей - в «лихие» 90-е именно так дела и решались.
Задушил мать и сына
Пожалуй, самое жестокое преступление на счету главаря банды Анатолия Трифонова было совершено в конце 1992 года. В тот роковой день поздним вечером убийца пришел на квартиру к своей жертве Екатерине Ивановой, с которой был знаком уже более полугода и периодически вступал в интимные отношения.Но в этот раз молодой бандит, который, к слову, умел обольщать представительниц прекрасного пола, наведался к Кате не для любовных утех. Он уже давно вынашивал план ограбления квартиры подруги, которой от погибшего в ДТП мужа осталось кое-какое наследство.
Предполагая, что Екатерина находится дома одна, он достал из кармана металлическую зажигалку-пистолет и с силой ударил несчастную в висок. Женщина едва успела вскрикнуть и камнем упала на пол. Чтобы окончательно убедиться, что она мертва, Трифонов несколько раз попрыгал на теле любовницы.
Совершенно неожиданно на шум из соседней комнаты выбежал маленький мальчик. Это был 10-летний сын Ивановой Антошка. Увидев лежащую мать на полу, мальчик заплакал и прошептал: «Дяденька, только не надо меня убивать!» Но жалости беспощадный убийца не знал. Он неторопливо подошел к ребенку и несколько раз ударил по голове. Когда школьник потерял сознание, Трифонов перенес мальчика на кровать, и задушил шнуром от электрического утюга.Приступив к поиску ценных вещей в квартире, Анатолий Трифонов услышал какие-то звуки, доносящиеся из кухни. Оказалось, что Екатерина была еще жива. Женщина пыталась встать и позвать на помощь, но преступник, срезав бельевые веревки в ванной комнате, стал душить жертву. Женщина из последних сил вырывалась из рук бандита и даже пару раз смогла сдернуть веревку с шеи, но преступный умысел все же был доведен до конца.
После расправы над матерью и сыном Трифонов украл из их дома магнитофон, зимнюю шапку из хонорика, золотое кольцо, четыре аудиокассеты, кошелек с 75 рублями и проездным на трамвай. После этого убийца вышел на балкон, прыгнул на козырек первого этажа, после чего с награбленным спустился вниз.
Роковая случайность
Всего на счету преступной группировки, которая «кошмарила» Челябинск и округу, около двух десятков разбойных нападений на квартиры честных граждан. За два года бандитам удалось заработать огромнейшую по тем временам сумму - около двух миллионов рублей.Ублюдки не гнушались воровать даже всякие мелочи. Из материалов уголовного дела следует, что они украли кофейную чашечку с блюдцем, салатник, мужские трусы, детские игрушки, шпроты, вазы, одеколон и прочее. В эпоху дефицита, когда в домах простых трудяг не было никакой роскоши, на рынках эти мелочи уходили за секунды. Кто бы отказался купить импортный видеомагнитофон или почти не ношенные джинсы за половину стоимости?!Преступники настолько хорошо заметали следы, да и что скрывать, вероятно, имели хорошие связи с некоторыми «оборотнями» в погонах, что поймать беспощадных головорезов не удавалось около двух лет. Клубочек вился-вился, а конца у веревочки так и не было. Примерно раз в месяц милицейская картотека пополнялась новым преступным эпизодом, похожим по способу его совершения на предыдущие.
Выйти на след ОПГ помогла случайность: летом 1993 года одна пожилая женщина пошла на рынок за резиновыми калошами и увидела, как к продавцу на вишневой «девятке» подъезжают трое молодых мужчин с золотыми цепями на шее и что-то передают в мешках.
Бабулька встала рядышком и прислушалась. Доносившиеся до ее ушей обрывки фраз помогли пенсионерке сделать вывод, что содержимое пакетов было на днях у кого-то украдено. Но, возможно, лишь эта информация и не сподвигла бы челябинку со всех ног бежать в ближайший отдел милиции. Бабушку шокировала фраза, тихонечко сказанная продавцом: «От крови лучше отмывайте. А то больше не приму!»Оказалось, несколькими днями ранее бабушка видела в новостях по телевизору сюжет об очередной квартирной краже группой грабителей, за которыми правоохранители безрезультатно гоняются уже несколько лет. Пенсионерка запомнила, что из дома злоумышленники вынесли раритетную чугунную скульптуру в виде сидящего на лошади Петра I. Именно эту статуэтку в тот самый момент держал в руках скупщик на рынке. Бабушка постаралась запомнить лица продавцов и тут же побежала в милицию.
Знакомые пальчики
Получив сигнал, стражи порядка немедленно выехали на рынок. Там им удалось задержать скупщика и изъять у него весь похищенный товар. По отпечаткам пальцев, которые преступники по нелепой случайности оставили на некоторых вещах, милиционерам сразу же стали известны личности «клиентов». «Пальчики» давно хранились в базе данных правоохранительных органов, ведь все восемь участников банды уже имели судимости.Спустя несколько дней почти все участники банды, а главное - их главарь, были задержаны. Разумеется, каждый отрицал свою причастность к преступлениям, но под тяжестью улик и свидетельских показаний злоумышленникам пришлось во всем сознаться, и что не менее важно - сдать своих подельников (продавцов на рынках, хозяев ларьков, скупщиков золота).Добавим, что тот год оказался для южоуральских правоохранителей очень плодотворным – задержание трифоновских помогло раскрыть еще несколько преступлений и отправить за решетку с десяток нечестных горожан.
Помилование от Ельцина
Расследование уголовного дела о серии грабежей, разбойных нападениях, угонах и беспощадных убийствах заняло менее года и оказалось запротоколировано в 10 тяжеленных томах.7 участников трифоновской группировки в зависимости от степени участия в преступлениях провели от 5 до 15 лет в колониях строгого и особого режима и уже вышли на свободу. Они также были обязаны выплатить более 3 миллионов рублей в качестве компенсации морального и материального вреда семьям потерпевших.
Главаря банды - Анатолия Трифонова за все его грехи 17 ноября 1993 года судебная коллегия Челябинского областного суда приговорила к высшей мере наказания - смертной казни в виде расстрела. По закону приговор о смертной казни должен был быть исполнен в течение 15 дней. Однако Анатолию Трифонову несказанно повезло.После Великой Отечественной войны в мире наметилась тенденция, направленная на отмену смертных приговоров. Прогрессивно мыслящие люди утверждали, что лишение преступника жизни является жестоким и бесчеловечным деянием. В 1978 году этот вид наказания был отменен в Испании. В 1981 году то же самое сделала Франция.
И хоть мораторий на смертную казнь еще не был официально введен (это произошло лишь в 1997 году), начиная с 1993 года жестокие преступники становились в так называемую очередь ожидания помилования.
Такая участь ждала и антигероя нашей истории - в 1999 году указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина, руководствуясь принципами гуманности, Анатолию Трифонову заменили смертную казнь в виде выстрела в висок из табельного оружия пожизненным лишением свободы в одиночной камере колонии особого режима.
P.S. Редакция благодарит пресс-службу Челябинского областного суда за возможность работы с материалами уголовного дела Анатолия Трифонова, а также Валерия Иваненко, который оказывал консультативную помощь.