В «МегаФоне» подвели итоги 20-летнего развития сотовой связи в России

В «МегаФоне» подвели итоги 20-летнего развития сотовой связи в России

За это время на рынке произошли колоссальные изменения. В течение ближайших пяти лет состоятся еще более глобальные метаморфозы.

По версии «МегаФона», о сотовой связи в России можно говорить начиная с 1992 года, когда в Ленинградской области петербургская компания «Дельта Телеком» установила первую базовую станцию за пределами города и начала работать по американской аналоговой технологии AMPS.

- На начальном этапе сотовый телефон был даже не средством общения, а средством подтверждения платежеспособности, - вспоминает генеральный директор компании «МегаФон» Сергей Солдатенков (работал в «Дельта Телекоме»). - Люди приходили на бизнес-переговоры и ставили перед собой трубку. Это означало, что они обладают нормальной кредитной историей и хорошим финансовым балансом. В «Дельта Телекоме» были случаи, когда пять телефонов меняли на один автомобиль «Жигули». Тогда развитых финансово-денежных отношений не существовало, предпочитали именно бартер.

В Челябинскую область сотовая связь пришла на несколько лет позже. В этом огромная заслуга двух компаний. Первая - «Уралсвязьинформ» (ныне челябинский филиал «Ростелекома») с 1996 года развивала сети неимоверно продвинутых по тем временам стандартов GSM (который в мире появился только в 1994 году) и CDMA-800 (с которым связывали будущее индустрии на многие годы вперед). Причем первый в стране звонок по технологии CDMA-800 был сделан из Миасса в Москву. Вторая компания - «Челябинская сотовая связь» (ныне филиал TELE2) - внедряла питерский опыт: аналоговый AMPS и цифровой DAMPS.

К концу 90-х подтвердить свою платежеспособность могли уже более 70 тысяч жителей региона.

- А представляете, какие в то время у людей были проблемы? - говорит Сергей Солдатенков. - Приезжая в Россию, человек должен был иметь при себе разрешение на мобильный телефон. Иначе его отбирали. Такая практика существовала до 2000 года. Связь была крайне неустойчивой, где-то телефоны и вовсе не работали.

- Еще десять лет назад средний клиент извинялся перед оператором, когда звонил в контакт-центр и оказывался в зоне неуверенного приема, - комментирует заместитель генерального директора по операционной деятельности компании «МегаФон» Валерий Ермаков.

- Сегодня клиент не извиняется, а требует хорошее качество связи везде, где бы ни оказался, хоть пять-десять метров под землей.

Проблему неуверенного приема большинство операторов решило к 2007 году. «МегаФон» до 2009 года основной объем инвестиций направлял на развитие радиосети, стремился поставить как можно больше базовых станций. В 2011 году картина поменялась: 40 процентов инвестиционной программы пришлось на транспортную сеть, то есть инфраструктуру. Она позволяет передавать определенное количество данных через каждую конкретную соту - базовую станцию. То есть люди стали больше говорить?

- «Голос» в структуре передаваемых данных занимает совсем маленькую долю. Мы уже давно не являемся оператором мобильного голоса. Де-факто мы - поставщики доступа к сети Интернет, - рассказывает В. Ермаков. - В следующие пять лет объемы мобильного интернет-трафика будут расти как минимум в три раза быстрее, чем объемы фиксированного.

Мобильный Интернет сегодня формирует социальную среду общения. С помощью смартфона или планшетного компьютера можно разговаривать в социальных сетях и смотреть электронную почту. Когда пользователь возвращается к домашнему компьютеру, у него уже нет потребности выходить в сеть - все и так сказано в течение дня.

По прогнозам связистов, не за горами уже приход технологий нового поколения связи - LTE. Они ничего нового, кроме повышенных скоростей, а значит, больших возможностей для интернет-общения не принесут.

VK31226318