В-бренды наступают в нише смартфонов
Согласно данным аналитической группы GfK по итогам первых двух кварталов 2013-го года доля лидера российского рынка смартфонов – компании Samsung – заметно снизилась: с 38 до 32 процентов.
Не все в порядке и у Nokia: теперь финский производитель занимает в России 16 процентов рынка вместо 32. Однако если в случае Nokia это можно объяснить не самой удачной продуктовой стратегией (в частности, ориентацией на малораспространенную платформу Windows Phone), то в случае Samsung, которая сегодня обладает как никогда сильным модельным рядом, причины совсем в другом. Первая и главная – популяризация смартфонов от локальных российских брендов.
«Оккупация» рынка отечественными торговыми марками, занимающимися смартфонами, началась в 2011-м году. В первом квартале 2012-го года они в сумме контролировали уже около 4 процентов рынка, а в первом квартале 2013-го – уже 18-20 процентов, то есть их общая доля увеличилась в два с половиной раза.
Комментирует генеральный директор компании Explay Эдуард Ващенко: «Сегодня рынок мобильной и портативной техники переполнен игроками А и В-брендов - это создает серьезную, но интересную конкурентную среду. Посредственное качество продукции ушло в прошлое, сегодня для того, чтобы выжить и В-бренды и А-бренды должны следить за качеством производимой продукции, иначе их просто вытеснят с рынка. Поэтому качество продукции В-брендов ничуть не уступает мировым лидерам, все товары качественных В-брендов сертифицированы, а компании имеют обширную географию сервисных центров. Так, что самым главным преимуществом нашей категории является соотношение цены/качества.
В 2012-м году доля Explay на российском рынке смартфонов не превышала 1,5-2 процента, а в первом квартале 2013-го она достигла 4 процентов – это 6-7 место (по данным Digital-Analytics). Причины такого роста в том, что российские В-бренды предлагают аппараты бюджетного и среднего классов, которые сравнимы по характеристикам с решениями международных производителей, но стоят ощутимо дешевле.
Комментирует генеральный директор компании Explay Эдуард Ващенко: «Скажем, модель Explay Navigator оснащена 5,3-дюймовым экраном и комплектуется навигационной программой iGO Primo (что особенно актуально для автомобилистов), а стоит при этом менее 10 тысяч рублей. Решения от А-брендов со сравнимой диагональю дисплея, как правило, стоят на треть дороже».
Еще одно преимущество локальных игроков – тот факт, что они могут себе позволить рисковать и выводить на рынок устройства с разными новыми свойствами. Люди часто не решаются покупать новые модели от «дорогих» марок, в то время как В-бренды дают шанс попробовать им что-то новое за приемлемые деньги.
Компании мирового уровня не позволяют себе выпустить модель, если есть риск, что она не пойдет. А тот же Explay и другие В- российские бренды могут «тестировать» на рынке любую новую интересную идею. Если потребителю новшество не понравится, то в компании придумают что-то иное и вновь привлекут потребителя без больших издержек. При этом В-бренды вполне могут оставить у себя в ассортименте необычную модель даже в том случае, если ее продажи сравнительно невысоки. Так, в линейке Explay имеется модель Crystal (это обычный телефон, а не смартфон) с прозрачным экраном, а также ряд «трехсимочных» телефонов. У таких устройств есть своя небольшая, но стабильная аудитория.
Еще один пример новой идеи, которую пока «не заметили» компании с мировым именем, – смартфон Highscreen Boost с батареей на 4 160 мАч. Это первый и единственный аппарат на Android, который нужно заряжать раз в неделю вместо привычных полутора-двух дней. Ничего подобного пока нет ни у Samsung, ни у LG, ни у других А-брендов.
«Подобный риск – это удел небольших компаний-смельчаков, которые за счет инноваций и низких цен отъедают рыночную долю у Samsung», – констатирует Михаил Фадеев, независимый эксперт-аналитик рынка мобильных гаджетов. «Людям куда ближе инновации в виде длительного времени автономной работы или большого 5,3-дюймового экрана, чем возможность управления устройством с помощью глаз, как в Samsung Galaxy S4».