Вопрос недели: что выявила и что обещает история с Томинским ГОКом? (часть II)

Вопрос недели: что выявила и что обещает история с Томинским ГОКом? (часть II)

Вполне естественно, что строительство нового промышленного предприятия неподалёку от Челябинска не на шутку встревожило горожан. Наш регион и так имеет серьёзные проблемы с чистым воздухом: угольный разрез в Коркино и тяжелая промышленность в черте города. А теперь ко всему прочему добавится добыча и переработка меди. Наша область имеет перед глазами живое воплощение такого предприятия в Карабаше.

Однако всё ли так плохо? В третьем варианте проекта, как считает экономист Сергей Гордеев, присутствует крайне удачное сочетание интересов области и «РМК». Компания отказывается от использования кислоты и отвалов-хвостохранилищ, тогда как Челябинск решает трудно выполнимую для себя задачу рекультивации Коркинского разреза (КР). Области попросту не хватит денег на самостоятельную его ликвидацию, ведь для этого необходимо более 20 миллиардов рублей, что равняется двум годовым бюджетам.

Опасность угольного разреза под Челябинском кроется в пожарах, а точнее в задымлении. Как отмечает Сергей Гордеев, раньше возникал один пожар, его тушили, потом случался следующий. Впоследствии стало по четыре-пять возгораний одновременно.

Потребности в угле низкого качества нет, что ставит вопрос о перспективах Челябинской угольной компании. Соответственно, число пожаров возрастёт в разы, а ответственность за возгорания и самовозгорания нести никто не будет. И тогда дымный шлейф накроет и областной центр, и Коркино и всю юго-западную агломерацию.

Впрочем, есть и менее оптимистичный взгляд. Яков Гуревич не считает, что проблема угольного разреза является актуальной. На сопоставимом расстоянии от Коркина спокойно существуют курортные зоны: Еткуль, Кременкуль и посёлок Западный, где местные жители не жалуются на то, что их травят. К тому же, в безветренную погоду продукты горения скапливаются над разрезом и травят близлежащую территорию – Розу и Коркино, но Челябинска не достигают. В ветреную же погоду часть вредных веществ, безусловно, достигают областного центра. Но если бы это могло обеспечить НМУ второй степени в 40 километрах от разреза, то тогда Коркино и Роза имели бы смертельные дозы отравления, чего, к счастью, не происходит.

Так же интересен тот факт, что объём разрабатываемого месторождения ТГОКа в три раза меньше Коркинского разреза, отмечает Яков Гуревич. Даже если весь объём отработанной породы переместить в Коркинский разрез, то он займёт только нижнюю часть. Получается, что верхняя часть разреза - до 300 метров глубиной - как горела, так и будет гореть, а края будет сползать. К тому же, заполнение породой будет происходить не в один миг, а на протяжении всех 20-ти лет работы ТГОКа.

Но экологические проблемы не сосредотачиваются только вокруг Коркино. Как заметил Яков Гуревич, Челябинск может пострадать от воздушных выбросов предприятия. По словам представителей «РМК», выбросы Томинского ГОКа составят 0,6 процента от общих выбросов Челябинской области. Но в границах агломерации выбросы уже составят от 2 до 6 процентов.

При этом перед городом стоит задача сократить количество выбросов вдвое. Соответственно, доля ТГОКа достигнет 10 процентов, и он станет одним из крупнейших загрязнителей. Яков Гуревич также заостряет внимание на том, что за всю историю в мире не было построено ни одного ГОКа вблизи крупных городов с агломерацией 1,5 миллиона жителей.

Впрочем, помимо экологических проблем присутствуют ещё и проблемы - политические и юридические. Как отмечает экономист Владимир Гаврилов, «РМК» игнорирует решение Верховного Суда РФ о передаче проекта для изучения общественностью. Возникает ситуация, в которой жителям Челябинска предлагают верить медной компании на слово.

Очевидно, что от постройки Томинского ГОКа потеряет процент доверия и власть. По крайней мере, регионалы точно. Уже сейчас в группах движения «Стоп-ГОК» и сочувствующих можно найти заметки, которые, по сути, являются памфлетами, адресованными губернатору Борису Дубровскому. Что интересно, в текстах этих заметок обращается внимание не только на соглашение губернатора на постройку комбината, но и на общие городские и областные проблемы.

Выходит, что вокруг экологического протеста формируются и социальные, и экономические. Более того, такая ситуация может здорово помочь альтернативным региональным политикам набрать политический капитал.

Вектор общественного внимания всё более расширяется, выходя за рамки экологической повестки. Что, в общем-то, является хорошей новостью. С возмущением на фоне постройки ТГОКа возрастает и политическая грамотность, информированность о проблемах региона. Важно, чтобы этот рост интереса к жизни области не пропал с решением проблемы комбината в чью бы то ни было пользу.

Здравая критика инициатив властей и повышенное внимание к процессам управления в регионе – это именно то, что и нужно сейчас Челябинску. Проблем у города много. О них нужно постоянно говорить и предлагать решения. И хорошо, если их обсуждение не ограничится лишь темой экологии.

Первая часть публикации доступна здесь.

VK31226318